Презентация Роль уроков письма и чтения в адекватной интеграции обучающихся, воспитанников школы-интерната в систему социальных отношений.


Подготовила: учитель Семушкина М.А.Роль уроков письма и чтения в адекватной интеграции обучающихся, воспитанников школы-интерната в систему социальных отношений. Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения и является одним из основных предметов. Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей. Практическая направленность программного материала :* формирование у детей речевых навыков, * овладение основными речевыми формами и правилами их применения, * овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания умственно отсталых детей. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире.Цель курса письма и чтения: Языковая компетенцияЯзыковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.Это упражнения с одним словом «друг».Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях.1)     Любимых детских книг творецИ верный друг ребят,Он жил, как должен жить боец.И умер, как солдат.2)  А сколько вам, дорогой друг, лет?3)  В нашей школе есть кружок друзей русского языка. Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки.     Найдите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.    Мы с приятелем вдвоём замечательно живём! Мы такие с ним друзья, - куда он, туда и я. Составьте словосочетания с синонимами слова друг.  Связи по значению слова друг                      Родово – видовые связи:         Друг – человек, с которым дружишь  Родственные              Антонимические Синонимические связи:                             связи: связи:  друг                              неприятель товарищ дружок                              недруг приятель дружить дружный дружно                     В каких предложения вы употребите слово друг, дружок? Почему? Лингвистическая компетенцияЛингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.Задание: Прочитайте текст, перескажите его. Спишите, объясните правописание приставок.Исторический путь русского языка Сколько лет русскому языку? Ответить на этот вопрос (не)легко. Лингвисты ра…деляют живой ра…говорный язык и литературный. Ра…говорный язык рождается из недр языка-предка, или праязыка, у которого тоже есть свой язык-предок, и т.д. Поэтому точное время его появления определить практически невозможно. Иное дело – литературный язык. Его история – это история нормы. В лингвистике нормой принято называть правила выбора языковых средств в конкретном обществе и в конкретное время. Литературный язык возникает тогда, когда п…является письменность. И поэтому момент его рождения обычно и…вестен. (По А. Плетневу) Коммуникативная компетенцияКоммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.Тема: Согласование имён прилагательных с существительными. Задание №1. Установи последовательность слов в предложениях. Задание №2. Укажи стрелкой связь прилагательного с существительным во 2-ом и 3-ем предложениях. Правила безопасной работы с препаратами бытовой химии. 1.Быть, одежда, для, должна, удобной, уборки. 2.Перчатках, только, работать, в, резиновых, можно. 3.Моющего, попадания, остерегаться, средства, уши, в, глаза, тела, части, открытые, на. 4.Помещение, хорошо, проветривать. Задание №3. Ситуация. Вам нужно купить чистящее средство для посуды. В какой магазин пойдёте? Что скажете продавцу? Запишите просьбу предложением. Социокультурная компетенцияПриобретение  социокультурной компетенции – это становление представлений человека об окружающем мире. Работа с текстами, содержащими сведения о происхождении названий городов, населенных пунктов; Истории России.Задания по развитию навыков этикета.Например: за минуту соедините половинки пословиц:1. Чего в другом не любишь, - а честь смолоду2. Береги платье снову, - того и сам не делай.3. В чужой монастырь - со своим уставом не ходят.4. Мил тот гость, - а думай быть опрятным.5. Не думай быть нарядным, - что недолго гостит.Тексты о поведении в различных жизненных ситуациях( во время грозы, поведение в поезде, по оказанию ПМП при ушибах).Работа с текстами, требующими оценки поступков главных героев.Работа с текстами по Здоровому Образу Жизни.Посредством различных текстов, развитие таких качеств характера как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, взаимовыручка. Сочинения по картинам известных художников Деловая письменная речьДеловая корреспонденцияПисьмоТелеграммаЗаметка Деловые бумагиРаспискаОбъявлениеЗаявлениеДоверенность