Презентация Дипломная работа по олигофренопедагогике. “Формирование адекватной самооценки у детей ЗПР


Слушателя : Медведевой.Н.В.Научный руководитель :Поливара Зинаида ВасильевнаК.пед.н.,доцент Проблема актуальна, так как самосознание занимает центральное место в процессе самосознания у данной категории детей ,имеет чрезвычайно важное значение для развития личности, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включено во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями. Эта проблема актуальна, однако на уровне практической помощи детям с отставанием в интеллектуальном развитии ее решение затруднено в связи с тем, что подходы и конкретные методы личностно-ориентированной диагностики и коррекции разработаны недостаточно. В настоящее время нет апробированных программ психолого-педагогического сопровождения, облегчающих формирование самосознания младших школьников с ЗПР. Что касается изучения проблемы самосознания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, то можно с большей долей уверенности констатировать, что специальных исследований почти нет. Мы можем назвать очень небольшое количество работ. Среди них исследования Натальи Львовны Белопольской, И.П. Бучкиной, Ирины Юрьевны Кулагиной, И.М.Никольской, О.В.Пеньковской. Цель нашей дипломной работы –изучить особенности самооценки младших школьников с ЗПР 8-9 летнего возраста, разработать методику коррекционной работы по формированию адекватной самооценки у детей ЗПР для повышения качества обучения, успешности, адаптации в социуме. Согласно цели, были поставлены следующие задачи: 1)Изучить специальную литературу по развитию самооценки у младших школьников в норме и у детей ЗПР.2)Провести теоретический анализ проблемы самосознания, выделить и охарактеризовать его структурные элементы, доступные для изучения и коррекции у дошкольников с задержкой психического развития.3)По результатам обследования самооценки разработать методику коррекционной работы по формированию адекватной самооценки у детей младших школьников с ЗПР. Объект – самооценка детей с ЗПР, коррекционная работа по формированию адекватной самооценки у младших школьников ЗПР. Предмет – это разработка эффективных методов и приемов по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста ЗПР. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «В» класс, БУ «Нефтеюганская специальная (коррекционная) начальная общеобразовательная школа VII вида в количестве 10 человек.Эксперимент проводился в ноябре месяце 2009года. Цель исследования:изучить особенности самооценки младших школьников с ЗПР 8-9 летнего возраста, разработать методику коррекционной работы по формированию адекватной самооценки у детей ЗПР для повышения качества обучения, успешности ,адаптации в социуме. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: психодиагностический (тестирование), метод экспертных оценок, экспериментально-психологический (исследование и формирующий эксперимент), методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки материала. Для изучения самооценки использовали методику А.И. Липкиной «Три оценки». Применяли методику «Лесенка», которая была разработана Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейном и адаптирована В.Г.Щур По методике Андрущенко Т.Ю.,ЗахаровойА.В.с целью выявления особенности формирования оценки и самооценки у учащихся второго класса ребятам был предложен эксперимент. Методика определения особенностей уровня притязаний по методу ,аналогичному методике Хоппе, показала реакцию на успех или неуспех учащихся. Методика «Половозрастная идентификация», разработанная Н.Л. Белопольской, характеризовала как знания о себе, так и отношение ребенка к взрослению . Методика обследования с балльно - уровневой системой оценки удобна для:- диагностики;- комплектования групп на основе общности структуры нарушений адекватной самооценки. предложен эксперимент, предлагалось идентифицировать себя и своих одноклассников с героями ,действующими в условиях ситуации спектакля –сказки . Нам понравилась методика “Какой я ?”, предназначенная для определения самооценки ребенка .Пользуясь представленным далее протоколом выясняли у учащихся ,как они себя воспринимают по десяти различным положительным качествам личности . Понравилась методика определения особенностей уровня притязаний по методу ,аналогичному методике Хоппе, которая показала реакцию на успех или неуспех учащихся. Понравилось, что учащиеся по желанию выбирали карточку с заданием . В ходе изучения самооценки по методике А.И. Липкиной «Три оценки», мы выявили, что, 10% детей имеют адекватную самооценку, а 90% имеют неадекватную самооценку. Из них 80% - завышенную самооценку, 10% - заниженную самооценку. 10 % учащихся имеет высокий уровень сформированности учебной деятельности и познавательной активности при оценке и самооценке качеств личности . Проявляется доброжелательность в оценке товарищей и самокритичность в оценке себя . Самооценке присущи адекватность, обоснованность .90% учащимся характерна переоценка собственных личностных качеств Методика “Какой я ?” предназначена для определения самооценки ребенка На основе такой методики мы сделали выводы относительно самооценки учащихся .20%учащихся имеют 10баллов «очень высокий».40%учащихся –9баллов «высокий».20%учащихся -8баллов «высокий».10%учащихся-5 баллов «средний».10%учащихся-2балла»низкий «. Исходя из данной методики видим ,что у 90%учащихся неадекватная самооценка.Методика определения особенностей уровня притязаний по методу ,аналогичному методикеХоппе, показала реакцию на успех или неуспех учащихся.10%учащихся –с оптимальной нагрузкой .10%учащися с самым легким заданием .Эта методика показывает что 90%учащихся имеют неадекватную самооценку. Анализ результатов Обращалосьвнимание ,на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.80%учащихся поставили себя на 8,9,10 ступеньку. Мы можем считать ,что самооценка у 80%учащихся завышена . Повторился отмеченный ранее Н.Л. Белопольской феномен негативного отношения к взрослению школьников с ЗПР. Его продемонстрировало 45 % испытуемых. Выявлен также феномен «отрицания старости». 65 % детей с ЗПР отказывались признать, что состарятся. №п/п Фамилия,2-в класс Выбор оценки учеником Самооценка 1. Горбунов Андрей 4 Заниженная 2. Джабарова Руслана 5 Завышенная 3. Исаева Рузана 3 Заниженная 4. Исмаилова Элина 5 Завышенная 5. Леонов Алексей 5 Завышенная 6. .Мажидов Юсуп 4 Завышенная 7. Мухажиров Арсен 4 Завышенная 8. Мустафина Сабина 5 Завышенная 9. Тоштемиров Ирина 4 Завышенная 10. Фомченко Стас 4 Завышенная 30 % второклассников поставили себя на наивысшую ступень «Лесенки». Данные таблицы свидетельствуют о том, что для испытуемых второклассников вообще характерен довольно высокий уровень самооценивания. Уровень самооценки классы % 2 класс 3 класс 4 класс Очень высокий 30 % Всего Высокий 50 % Всего Средний 10 % Всего Низкий -------- % Всего Очень низкий 10 % Всего Коррекционная работа по формированию адекватной самооценке детей ЗПР В ходе изучения самооценки детей получили следующие результаты: 10% детей - адекватная самооценка,10% заниженная самооценка 80% завышенная Основные направления работы по развитию адекватной самооценки у учащихся:1.Комплекс мероприятий,направленный на построение эффективного использования времени,ресурсов и формирование адекватной самооценки учащихся.2.Формирование групп детей для дифференцированной работы.3.Организация диагностики и мониторинга.4.Создание групп по интересам(клубы,секции,ведение портфолио).5.Повышение своей квалификации по данному вопросу.6.Обмен опытом с другими педагогами по развитию адекватной самооценки учащихся.7.Создание безбарьерной среды для детей с различными возможностями здоровья. Нами разработана “Система работы по превентивному обучению детей ЗПР “ Составлена программа по формированию адекватной самооценки у 80% учащихся. Разработаны коммуникативные игры, часы общения, тренинги для 10% учащихся Разработано портфолио по теме:” Портфолио как средство развития самооценки” Разработано рефлексия для детей ЗПР Разработаны игры для формирования позитивного образа “Я” у 10% учащихся Разработаны ролевые игры направленные на умение создавать альтернативы 80% учащихся Разработаны 6 шагов для разрешения конфликта у 40% Разработана работа с картинками, отражающими проблемные ситуации Практическая значимость нашей дипломной работы заключается в результатах констатирующего эксперимента, которые могут быть интересны и полезны коллегам, работающими с младшими школьниками ЗПР,учителям-психологам,логопедам,воспитателям,родителям,медицинскому работнику.