Презентация по теме «Использование межпредметной интеграции на уроках естественно-математического цикла в школе-интернате 1-2 видов как одно из условий формирования социальной компетенции учащихся».


 Тема: «Использование межпредметной интеграции на уроках естественно-математического цикла в школе-интернате 1-2 видов как одно из условий формирования социальной компетенции учащихся». Выполнила учитель высшей категории Козлова Т.В. Задачи: способствовать организации условий для формирования социальной компетенции уч-ся с нарушением слуха через использование межпредметной интеграции на уроках естественно-математического цикла; обогащать методическую копилку рабочими материалами педагогов с целью обмена положительным опытом; способствовать росту педагогического мастерства посредством использования инновационных программ и технологий в процессе обучения и коррекции.   Дидактические условия:1. активное установление связей уроков естественно-математического цикла с другими школьными дисциплинами; 2.использование разнообразных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий. Типы межпредметных связей:1. Содержательно-информационные межпредметные связи. 2. Операционно-деятельностные межпредметные связи (разграничение по способам учебно-познавательной деятельности учащихся).3. Организационно-методические межпредметные связи (эти связи вторичны и подчинены двум первым типам). Межпредметные связи как принцип обучения.Как принцип обучения межпредметные связи взаимодействуют со всеми другими принципами:при межпредметной интеграции осуществляется принцип систематичности и последовательности; принцип научности предполагает объяснение изучаемых вопросов со строго научных позиций;принцип сознательности и активности учащихся в обучении нацеливает на овладение умениями самостоятельно анализировать взаимосвязь процессов и явлений; Межпредметные связи как принцип обучения.принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью предполагает использование меж предметных связей в практической деятельности учащихся;межпредметные связи обогащают и принцип наглядности, разнообразят наглядные пособия;в осуществлении принципов доступности и прочности знаний межпредметная интеграция также играет определенную роль: трудные вопросы и сложные задания нередко становятся легкими и доступными для понимания, если привлекаются сведения из других предметов. Межпредметные связи как принцип обучения.Таким образом, межпредметная интеграция способствует осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие в процессе обучения. Значение межпредметной интеграции на уроках естественно-математического цикла в школе-интернате 1-2 видов.Межпредметные связи, отражая межнаучные области знаний, обусловливают целостность всей структуры содержания предметной системы школьного обучения. Предметы естественно-математического цикла не только дают учащимся знания о живой и не живой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека, но и способны решать коррекционные задачи в области речевого развития детей. Значение межпредметной интеграции на уроках естественно-математического цикла в школе-интернате 1-2 видов.Таким образом, одной из задач уроков естественно-математического цикла должно стать максимальное расширение речевой практики учащихся путём использования межпредметной интеграции и специальной терминологии в разных видах общения. Реализация интегрированного подхода в обучении предметам естественно-математического цикла детей с нарушениями слуха.Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по различным предметам. Реализация межпредметной интеграции в практике обучения предполагает сотрудничество учителей различных школьных дисциплин, а также посещения открытых уроков, совместное планирование уроков и т.д. Методика творческой работы учителя по применению межпредметной интеграции изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы; поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов; разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках; разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения; разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметной интеграции. Межпредметная интеграция дисциплин естественно-математического цикла с русским языком.Межпредметная интеграция дисциплин естественно-математического цикла и русского языка позволяет совершенствовать общеучебные умения и навыки школьников: умение работать с учебником и справочной литературой, соблюдение орфографического режима, развитие устной и письменной речи и т.д. Наиболее важной задачей реализуемых взаимных связей является работа по развитию речи учащихся. Формы работы по развитию речи учащихся:работа с учебной и справочной литературой (конспектирование, выбор материала для ответов на вопросы, объяснение значений терминов и т.д.); опережающие задания по подготовке сообщений на заданную тему; подготовка кратких или развернутых устных ответов; анализ ответов одноклассников, внесение дополнений и исправлений; анализ образцовых ответов; составление сообщений по заданному плану; работа с деформированным текстом; составление инструкционных карт. Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла.Межпредметные связи с химией наиболее актуальны при изучении следующих тем по географии:Изучение газового состава атмосферы.Негативные последствия хозяйственной деятельности и загрязнения вод рек бытовыми и промышленными отходами.Данные о составе и процентном содержании вредных веществ в атмосфере, гидросфере. Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла.Межпредметные связи биологии и физики:при изучении типа простейших, необходимо обращение к физическим понятиям о диффузии, для причинного анализа поступления воды в одноклеточные организмы;изучение опорно-двигательной системы основывается на знаниях учащихся о движениях и силах, работе и мощности;при изучении превращений энергии в организме человека используются понятия о внутренней энергии, о законе сохранения энергии. Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла.Межпредметные связи с изобразительным искусством осуществляются посредством использования репродукций, фотографий, иллюстраций, пояснительных рисунков, схем. Подобные задания способствуют развитию восприятия, внимания, памяти учащихся, а также развитию воображения и фантазии. Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла.Межпредметная интеграция биологии и физической культуры особенно ярко выражена при изучении курса «Человек и его здоровье». Подобная интеграция способствует расширению и углублению знаний учащихся по двум этим дисциплинам, повышает мотивацию к приобщению школьников к здоровому образу жизни, стимулирует учащихся к применению теоретических знаний на практике. Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла. Межпредметная интеграция с литературой осуществляется в основном при выполнении творческих заданий: найти загадку или стихотворение на заданную тему. Также большое внимание необходимо уделять использованию их с точки зрения географии и биологии.Наиболее тесны межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла во внеклассной работе: при проведении викторин, предметных недель, выпуске стенгазет.удожественного слова. Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла.Межпредметная интеграция с информатикой осуществляется следующим образом: осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы-тренажеры, моделирующие и контролирующие, демонстрационные программы. Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла.Интегрированные экскурсии имеют некоторые преимущества перед обычными, так как многие технологические процессы обусловливаются целым комплексом различных физико-химических., географических и биологических явлений, поэтому их взаимосвязь видна очень ясно и полно. Также интегрированные экскурсии повышают мотивацию школьников к получению знаний, стимулируют их мыслительную деятельность, развивают познавательную активность и обогащают речь учащихся. Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла.При проведении урока биологии по теме «Газообмен в лёгких и тканях» (9 класс) прослеживаются следующие межпредметные связи:при изучении состава воздуха, физических и химических свойств углекислого газа, качественной реакции на СО2, - с химией 8 класса по темам «Кислород», «Оксиды. Горение», «Водород», с химией – 9 класса по темам «Теория электрической диссоциации»;при изучение атмосферного давления, его изменения с подъёмом над уровнем моря, диффузии в газах и жидкостях - с физикой по темам «Первоначальные сведения о строении вещества», «Давление жидкостей и газов» и географией 6 класса по теме «Атмосферное давление». Примеры интегрированного подхода при изучении дисциплин естественно-математического цикла.Цели и задачи интегрированного урока по биологии и физической культуре по теме «Обмен веществ и энергии»: - освоить основные биологические понятия по данной теме – «ассимиляция», «диссимиляция», «обмен веществ»;- раскрыть значение органических веществ при выполнении физических упражнений;- показать роль воды в мышечном сокращении;- выяснить на опыте, какие диссимиляционные процессы проходят в организме до и после нагрузки;- определить уровень тренированности учащихся, опираясь на данные, полученные при контроле за работой органов дыхания. Диаграмма «Уровень эффективности использования различных форм работы для усвоения знаний по предметам естественно-математического цикла». Выводы.Учебная и практическая деятельность на уроках естественно-математического цикла с использованием межпредметных связей, экскурсии и внеклассные мероприятия позволяют сгладить последствия, которые наносит дефект слуха детям на их восприятие, коммуникацию, социализацию, мировоззрение – развивая их. Выводы.Средством развития речи глухих и слабослышащих детей на уроках естественно-математического цикла является и межпредметная интеграция. Результаты проделанной работы :у учащихся повышается уровень восприятия речевого материала, расширяется кругозор, повышается мотивация к изучению предметов естественно-математического цикла. Задачи дальнейшей работы: - продолжить работу по широкому использованию межпредметной интеграции на уроках естественно- математического цикла и внеклассных мероприятиях; - развивать словесную речь и слуховое восприятие школьников, способствовать созданию речевых ситуаций; - прививать у учащихся интерес к изучаемым предметам и бережное отношение к природе; - продолжать формирование у учащихся современных представлений о естественно научной картине мира. Спасибо за внимание.