Программа воспитания и социализации обучающихся (в соответствии ФГОС ООО)
ПРОГРАММА Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов «Ступени совершенства»11 ноября 2015 г.Программу составили: Цыремпилова Т.И., Лубсанова В.М., Цыренова Ц.Д., Уварова М.В., Сампилова Ж.М.Руководитель: Ожигова О.М.
Пояснительная запискаПрограмма воспитательной работы разработана на основе следующих нормативных документов:Закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373;Конвенция о правах ребенка; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;Концепция УМК «Школа России»;Устав школы;Основная образовательная программа НОО МБОУ СОЛокальные акты ОУ (положение о внеурочной деятельности, должностные инструкции кл. рук-ля)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ обучающихся Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; 3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Цель программы Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.Развивать физические, умственные, творческие способности человека.Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Характеристика младшего школьного возраста Младший школьный возраст - это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,6 до 11 лет.Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Виды деятельности младшего школьникаСовместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)Игровая деятельность (высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Предполагаемый результат Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила: • умение выслушивать его до конца; • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно; • открытость и доступность учащихся.Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,доверии, справедливости и требовательности.
Содержание 1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих. 2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. 3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Формы проведения мероприятийклассный часинтерактивные игрыпсихологические игрывикториныпраздникиконкурсы рисунков, поделок, стихов, сочиненийфотовыставки экскурсииспортивные праздникиконкурсы для всей семьиКВНтеатрализованное представлениеисследовательская деятельностьдиагностические исследования Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Этапы реализации программыПрограмма разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}I этап – «Познай себя» (1 класс)изучение личностных характеристик членов коллектива, их интересов, потребностейизучение запросов родителейформирование единого воспитательного пространстваопределение перспектив жизнедеятельности классауспешная адаптация к школьной жизни;эмоциональная устойчивость обучающихся;создание условий для формирования классного коллектива;активное участие родителей в жизни класса, школы.II этап – «Научись дружить» (2 класс) устойчивые положительные результаты обучения;активное участие детей в жизни класса, школы;негативное отношение к вредным привычкам;создание органов классного самоуправления.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} III этап – «Коллективная жизнь» (3 класс)развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчествасоздание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики знание истории своей семьи, школы, села, района;укрепление межличностных отношенийразвитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структур устойчивые положительные результаты обучения;активное участие детей в жизни класса, школы, поселения.IV этап – «В единстве - сила» (4 класс)проявление интеллектуальных способностей на уровне района, республики;знание истории своей семьи, школы, села, района, республики, страны;умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;ощущение ответственности за совершаемые поступки.овладение методами самовоспитания, самоконтроля;проявление самостоятельной творческой активности;умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;готовность к самоопределению в социуме;обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результатыГотовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности
Метапредметные результатыОсвоение обучающимися универсиальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями
Предметные результатыОсвоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованиюи применению, а также системаосновополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира
Спасибо за внимание