Профессиональная ориентация младших школьников.


Программа «Я и мой профессиональный выбор» для младших школьников. Автор: Шишкина Л.Г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБольшеполянская средняя общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан 20113год.  I. Цель и задачи Программы. Цель:Готовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества. Создать условия для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессий. Формировать у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности. Задачи:  Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.Формирование у школьников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности. Введение Зачем нужны профориентационные занятия младшим школьникам? В чем специфика профориентационных занятий в начальных классах? В чём актуальность проведения профориентационных занятий в начальных классах? Для того чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадии становления профессионального самосознания. I. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. II. Стадия профессионального самопознания На этой стадии занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии. III. Стадия профессионального самоопределения Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы! Возрастные особенности младших школьников Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.Учитывая этот факт, необходимо основываться в планировании урока на познавательных интересах детей. Что им действительно интересно! А им интересно: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать «свою жизнь», рассказывать о себе, фантазировать, решать кроссворды, ребусы, разыгрывать сценки, угадывать секреты, им нравится получать от учителя личную – но конкретную – похвалу и многое другое). К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Если средний первоклассник аргументирует явление, ссылаясь на какой-то факт, то к 4-му классу ученик может развернуть аргументацию, дать обоснованное доказательство. Структура профориентационного занятия в начальной школеТема занятия будет соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться  учащиеся: инженер, дизайнер, учитель или повар. Звучать это может примерно так: «Знакомьтесь! Профессия – повар!» Общая цель занятий по профориентации младших школьников :учебная, развивающая воспитательная. Учебная цель  для профориентационных занятий уже сформулирована Развивающая цель:развитие осмысленного запоминания, развитие дифференцированного восприятия, развитие произвольного внимания и др. Воспитательная цель:осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире; совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Задачи: провести мини-лекцию об основном содержании профессии ; познакомить учащихся с основными требованиями профессии к человеку; познакомить учащихся с основными орудиями труда; подвести итог занятия. Краткий план занятия По краткому плану Вы сможете примерно сориентироваться и оценить первичные риски и возможности: хватит ли у вас времени на то или иное задание, готовы ли Вы к тому, что останется свободное время. Педагоги начальной школы хорошо знают, что детей нужно приучать к четкому распорядку, поэтому не рекомендуется заканчивать задание раньше времени. Для этого составляется краткий план. Используемые материалы Для детей этого возраста очень важна наглядность и смена видов деятельности. Желательно, чтобы эти особенности нашли свое отражение в подборе материалов. Виды работ:*Мини-лекция о содержании профессии.*Рисуночные методики. *Игры, связанные с профессией. *Беседы с приглашенными специалистами. *Оформление уголка профессии в пространстве класса. *Организация экскурсий на предприятия села или района. *Ведение школьниками «Профессионального портфолио» Данная программа опирается на принципы: • принцип сознательности в выборе профессии; • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям; • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию; • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности. II. Прогнозируемый результат.Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.Участники программы.*учащиеся;*классные руководители;*школьный психолог;*родители. IV. Педагогические средства.Пакет диагностик профессиональных намерений обучающихся. Анкета склонно­сти к профессии.Методические рекомендации классным руководителям по профориентации.Психодиагностика и психокоррекция (программа работы пси­холога).Программа «Я и мой профессиональный выбор».План системы мероприятий по профориентации обучающихся. V. Этап работы по реализации программы. Пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-4-х классах. Педагогические цели пассивно-поискового этапа профориентации:* актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;* создание поля самоактуализации детей и младших подрост­ков в различных сферах деятельности;* формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении. Направления профориентационной работы:1. Вовлечение школьников в деятельность кружков дополнительного об­разования, кружков от школы из этнокультурного компонента, факультативов в школе.2. Вовлечение школьников в разнообразную коллективную твор­ческую деятельность.3. Проведение встреч с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда. VI. Предлагаемые формы работы по реализации программы:информационные беседы;дискуссии; семинары; коллективные творческие дела; профориентационные игры;профориентационная работа в анкетах; встречи с работниками различных профессий. Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью» Октябрь Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы по материалам экскурсии Ноябрь Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со строителями Декабрь Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде) Январь Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения Февраль Экскурсия на животноводческую ферму. Беседа по материалам экскурсии Март Экскурсия по посёлку Алексеевское Апрель Беседа. Д/ф «Весенние работы в саду, огороде, поле» Май Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия в сад Примерные виды и формы работы в1 классе Сентябрь Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода Октябрь Лес. Работники лесничества Ноябрь Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице» Декабрь Знакомство с профессией портнихи. Январь Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке Февраль Профессии наших пап Март Знакомство с профессиями наших мам Апрель Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря Май Работа на пришкольном участке и выращивание комнатных растений из черенков Примерные виды и формы работы во 2 классе Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода Октябрь Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. Встреча с выпускниками школы Ноябрь Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика Декабрь Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного Январь Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин Февраль Я мастер. Сделай своими руками подарки папам Март Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Апрель Знакомство с профессией повара Май Работа на пришкольном участке Примерные виды и формы работы в 3 классе Сентябрь Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера Октябрь  Работа на пришкольном участке. Ноябрь Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара. Декабрь Экскурсия в мед. пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения. Январь Профессия моих родителей (встречи, беседы) Февраль Знакомство с профессиями животноводства. Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира Апрель Просмотр диафильма «Весенние работы в саду, в поле, на огороде Май Беседа «Чем я могу помочь дома» Примерные виды и формы работы в 4 классе Выводы проекта:В связи с этим целью нашего исследования было выявление того, каким образом формируются представления о профессиях у младших школьников и какую роль в формировании этих представлений играет школа. При этом мы исходили из того, что выявление степени сформированности представлений о различных профессиях и источников информирования у младших школьников является необходимым условием разработки программы последовательного и планомерного введения учащегося в мир профессий, а также определения наилучших форм и способов реализации этой программы в условиях школьного обучения. Подготовка детей к будущей трудовой деятельности, воспитание у них уважения к людям труда возможны только в том случае, если данной работой будет пронизан любой урок, будь то чтение, окружающий мир, трудовое обучение, русский язык. И на уроках математики есть возможность уделить несколько минут профессии, о которой говорится в тексте задачи или упражнения. Именно поэтому организация внеучебной и учебной профориентационной работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода, когда каждая из форм воздействия Используя данную программу проводились следующие виды работ:*Внеклассная работа по профориентации «В мире профессий».*Праздник в начальных классах «Все профессии нужны, все профессии важны».*Цикл занятий «Парад профессий».*сочинения :-2 класс «Кем я хочу быть?»; -3 класс «Я мечтаю о профессии»; -4 класс «Профессии моих родителей». *Учащиеся рисовали рисунки на тему «Моя любимая профессия».