Презентация по литературе Человек создан для счастья
Открытый урок литературы в 8 классе «Человек создан для счастья?» В.Г.Короленко «Парадокс» Подготовила учитель русского языка и литературы Молокаева О. Б.. Владимир Галактионович Короленко… 1853 - 1921 - познакомимся с жанром очерка; - освоим новый способ личной оценки поворотных моментов в судьбе человека. - научимся анализировать художественный текст, видеть позицию автора; «Парадокс» – это художественный очерк. Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Автор очерка комментирует изображаемое, даёт ему оценку «Жизнь – проявление великого закона, главные черты которого добро и счастье. А если нет своего – есть чужое. Только это я пытался сказать своим «Парадоксом», но моя собственная душа в это время была так изломана, как мой несчастный философ» (В.Г.Короленко) Тема урока: «Человек создан для счастья?» В.Г.Короленко. «Парадокс» Эпиграфы:1. В.Г. Короленко «…не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми глазами». М. Горький.2. Ребёнок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь. Это и делает Короленко. Н. Заболоцкий. Парадокс (греч.)- необычные мысли, противоречащие здравому смыслу. Феномен (греч.) – нечто исключительное, необычное. Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение. - «волшебная бадья»- «привлекательный, заманчивый» уголок- «чудеснейшие приключения,… опасности»- «великолепие настоящей золотой кареты»- «фантастическое настроение» Вывод: особый детский мирок, сказочный, нереальный, счастливый. «Описание уголка сада до встречи с феноменом» «Описание уголка сада после встречи с феноменом» «загнившая бадья»- «несло вонью» «потеряла заманчивую таинственность» «куча мусора» «старая рухлядь» «не доставляло прежнего удовольствия» Вывод: : дети быстро повзрослели после вмешательства мира взрослых. «Павел – разрушитель иллюзий» - «голос резкий, неприятный»- «человек слишком трезвый, насмешливый, излишне серьёзный»- «лакей отца посылался в экстренных случаях»«появляется в тот момент, когда «волшебная рыба … плывёт в невидимой глубине к нашим удочкам» - «смотрел серьёзно выпученными и слегка глуповатыми глазами» Вывод: плохой человек, разрушил всю игру. «Описание состояния детей после встречи с Павлом» - «нам было слишком совестно»- «мы чувствовали себя совершенными дураками»«совестно слезать с забора под серьёзным взглядом Павла»- «наше занятие кажется Павлу очень глупым, что рыбу в бадье никто не ловит…» Вывод: это уже вполне взрослые люди, которые умеют различать плохое и хорошее. Полковник Дударев, военный доктор «общее уважение и страх»«немолодой, расположенный к полноте, очень молчаливый»«глаза задумчивы, печальны, тусклы»- «дети любят воображать себя доктором» Вывод: этот персонаж положителен, он вызывает уважение в глазах детей. Мать «красивое, выразительное лицо», «в белом переднике, с навёрнутыми рукавами, оторвана от вечных забот по хозяйству»«скептическая улыбка» (рассматривающая, исследующая)- «в синих глазах мелькало испуганное сожаление, обращённое к предмету, стоявшему среди толпы» Вывод: дети любят свою мать, хотя ей тяжело заниматься детьми: их у неё шестеро. Отец - «в благодушном настроении» Вывод: Отец – это незыблемый авторитет. Его почти не видно, есть только лаконичная фраза: «в благодушном настроении». И ещё мы видим лёгкий кивок головы отца, т.е. его согласие на общение калеки с его детьми. Он вызвал детей на встречу с «карликом», эта встреча для него очень важна, это «экстренный» случай «Обнажённое уродство феномена Яна Залуского» - «курточка, в которую легко одеть ребёнка»- «узкие плечи, лишённые признаков рук»- «огромная голова подавляла тело карлика»- «на лице страдание»- «тонкие ноги дрожали»«стоял с трудом»- «два огромных глаза»
- «голова его была большая, лицо бледно, с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами» туловище было совсем маленькое, груди и живота не было видно из-под широкой, с синей проседью бороды. - «ноги длинные и тонкие, точно длинные лапки паука» Вывод: физическое уродство вызывает страх у детей («а вдруг и я буду такой?»), и в то же время – сострадание. «Пан Уляницкий» - «беспокойный взгляд»- «быстро выходил из дома, исчезал»- «таинственная квартирка»- «быстро, крадучись, появлялся»- «швырял в нас камнем, палкой»«вдруг любезно заговаривал, звучала фальшивая ласковость» - «старый холостяк» Вывод: дети не любят его, «фальшивая ласковость … резала уши» «Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь» (слова Н. Заболоцкого) Афоризмы:«Человек создан для счастья, как птица для полёта» «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» Домашнее задание: (на выбор) 1) - написать обращение к детям с ограниченными возможностями; 2) - размышляя над сегодняшним уроком, я понял… 3) - написать обращение к людям от имени Яна Залуского.