Презентация по литературе на тему Творчество Б .Лавренева.Сорок первый(11 класс) 
Испепеляющие годы!Безумье ль в вас, надежды ль весть?От дней войны, от дней свободыКровавый отсвет в лицах есть.                        А. Блок Лавренев  Борис Андреевич(Сергеев) ( 1891 -1959) Борис Андреевич Лавренев был очень красив. Красив не только природной внешностью, но и своим прекрасным духовным миром. Высокий, суховатый, подтянутый, с большими горящими глазами, благородным седым зачесом, в морском кителе, который он носил чаще гражданского костюма, Борис Лавренев был образцом гармонически развитой личности. Литературный отдел Херсонского краеведческого музея. Мемориальный музей-квартира Б.Лавренева     Родился 5 июля  в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома в Одессу, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе "Марина").                                                    Начало                   творчества             Первые рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом "Борис Лавренев" опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов "Жатва".  Во время первой мировой   войны воевал в царской  армии. Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане,  работал во фронтовой газете. В 1924 вышли три повести - "Ветер",   "Звездный цвет" и "Сорок первый",   сразу сделавшие их автора    известным. За финал    повести "Сорок первый«   Лавренева стали называть   "попутчиком"(стоит ли плакать    над белым офицером?),   постоянно поминая его    непролетарское    происхождение и    недостаточность классового   чутья. Повести "Седьмой спутник" (1927) и "Гравюра на дереве" (1928) были посвящены проблемам  интеллигенции и культуры. В 1928 была опубликована драма "Разлом", имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров. Лавренев стал  создателем нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма "Песня о черноморцах" (1943), драма "За тех, кто в море" (1945).Лавреневу принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 была написана политическая драма "Голос Америки".     Лавренева привлекают    героические характеры,   стихийно-романтическая    сторона героизма (образ    ветра). В конце 20-х гг.    ведущими в творчестве   становятся темы:   интеллигенция - народ –   революция (повесть  "Седьмой спутник", 1927)   и судьбы культуры и искусства   (повесть"Гравюра на дереве",   1928). Проза Лавренева драматична   (острая сюжетность, раскрытие    характеров в непосредственном действии).  Лавренев писал: "Мне посчастливилось жить в эпоху великих социальных сдвигов, наблюдать крушение старого мира и рождение нового. Вспоминая пережитое, я всегда повторяю чудесные строки Тютчева:      "Блажен, кто посетил сей мир       В минуты роковые".      "Сорок первый" (1924г.)    История героев демонстрирует всю несовместимость войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой. В данном произведении раскрыта пора великих исторических испытаний, которые столкнули интеллигенцию с жизненной драмой исторического развития России. По пескам Средней Азии движется отряд красноармейцев. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, а пока они, один на один, остаются в пространстве песка, неба, моря и сильных противоречивых чувств.                                        В рассказе Б.Лавренева “Сорок                                 первый” показан гвардии                                 подпоручик Говоруха-Отрок,                                которого жестокая война не                                 сломила. Он всегда держался с                                 достоинством, характерным для                                  военного человека из                                  интеллигентной семьи. И даже                                  когда красноармейцы вместе с                                 подпоручиком “карабкались” по                                барханам , красноармейцы шли                     “                              спотыкаясь, качаясь от ветра”, один                                 поручик шел   прямо, спокойно. Когда Евсюков спросил у него “двужильный   ты что ли?”, он ответил: “ Не поймешь. Разница культур.   У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать.” На дикий остров, судьбой забрасываются мужчина и женщина— враги, потерпевшие аварию на море в сильный шторм. Время и условия заброшенности, отсутствие людей сближают их, но когда наступает момент решительной проверки, женщина убивает врага-мужчину, любя его. Все необычно – экзотика пустыни и таинственного острова. Даже жанр необычен: повесть, рассказ, роман, новелла? Скорее всего, это революционно-романтическая новелла. Тема актуальна для 20-х годов – любовь и революция. Полюбить своего классового врага! Как страшно звучала эта мысль в те далекие годы!  Необычна обстановка на острове: никого нет, сплошная гармония с природой, и вдруг – любовь. Необычно и то, что у двух, ненавидящих друг друга людей, вспыхивают взаимные чувства любви и признательности… Такое ощущение, что сам Господь Бог помогал им и в пустыне, и в море, и на острове – очень четко видно, что судьба их сводит в любой ситуации . Марютку нельзя обвинять в убийстве любимого человека, она не виновата в том, что ей пришлось убить того, за которого она бы сама отдала жизнь. Виной же трагедии является то, что они – “дети страшных лет России”, и читатель должен понять это . Марютка счастлива выполненным долгом, но глубоко несчастна как человек. Эта мысль произведения «Сорок первый» была гуманной, во многом новаторской, звала людей к активному преобразованию жизни   на принципах свободы и равенства, братства и справедливости      Среди жемчужин не только отечественной, но и мировой прозы нетленной красотой сияет небольшая повесть «Сорок первый». По ней ставились и ставятся фильмы, повесть эта — частый гость телевизионных экранов: десятки раз инсценированная, она пленяет все новые и новые зрительские и читательские поколения, потому что острая, захватывающая интрига соединена в ней с четким революционным замыслом  «Сорок первый» — творение большого ума, несущее на своих страницах новую мысль, новую эстетику. Во имя конечного торжества дела революции убивает красный боец Марютка своего возлюбленного — белого офицера Говоруху-Отрока, торжествует долг, погибает любовь. И писатель печалится, повесть его окрашивается в скорбные трагические тона. Писатель печалится потому, что любовь в мире людей не должна погибать. Она нуждается в таком справедливом устройстве жизни, чтобы ее не душили антагонистические конфликты, чтобы не были в страшном, непримиримом разладе долг и чувства — вековые враги буржуазной действительности.  Последний период жизни Б.А. Лавренев провел в Москве.      7 января   1959 года   в Москве  Б.Лавренев   скончался.