Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 188» ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗУчитель-дефектолог: Маркова Дарья Сергеевна Дидактическая комнатаВажным условием полноценного развития детей с ОВЗ является создание специальной развивающей среды. Создание развивающей среды В нашей дидактической комнате выделены следующие развивающие среды.Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Сенсорное воспитание направлено на развитие:ЗрительногоСлуховогоТактильного ощущения и восприятий В процессе сенсорного восприятия формируются представления о:ЦветеФормеВеличинеПризнаках и свойствах различных предметов Материал для развития зрительного восприятия Настенный модуль "Сравнение цветов"Модуль предназначен для развития цветового восприятия . Работа с модулем знакомит ребенка с различными цветами, способствует распознаванию цветов, умению формировать ряд одинаковых предметов, совершенствует зрительно моторную координацию, укрепляет мышцы рук.Материал для развития слухового восприятия Материал для развития тактильного восприятия Настенный модуль для развития тактильных ощущенийМодуль предназначен для развития тактильных ощущений, путем ощупывания различных фигурок и поверхностей. Ребенок встречается с понятием «такой же», подбирает пары, ощупывая предметы или дергая за веревочку. Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда максимально насыщенна материалами, стимулирующими моторное развитие.Настенный модуль для упр. в развитии запястьяМодуль предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям.. Главное назначение модуля – подготовка руки и глаз к письму.Комплект дидактических лабиринтовЛабиринты предназначены для развития запястья, руки и глаз к письму, путём выполнения различных движений связанных с передвижением деревянных ручек по различным прорезям. В процессе работы ребёнок учится выполнять ряд простых последовательных действий, развивая тем самым зрительную и двигательную память, концентрацию и устойчивость внимания. Познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда насыщенна материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие. Материалы для развития памяти и вниманияМатериалы для развития мышленияМатериалы для развития речи и представлений об окружающем Игры на развитие восприятия цветаД/И «Весёлые стаканчики»Цель: учить соотносить предметы по цвету; выделять по слову; называть цвета; развивать мелкую моторику рук.Дидактические игрыДидактические игры на развитие зрительного восприятия Д/И «Собери цветочки»Цель: учить соотносить предметы по цвету; выделять по слову; называть цвета. Д/И «Разноцветные прищепки»Цель: учить соотносить предметы по цвету; называть цвета; развивать мелкую моторику рук Д/И «Найди домик»Цель: учить различать предметы по форме.Д/И «Цветные фигурки»Цель: учить соотносить геометрические фигуры с изображением; называть геометрические фигуры.Д/И «На что это похоже»Цель: учить видеть и определять форму предметаИгры на развитие восприятия формы Д/И «Опусти предмет в свой домик»Цель: учить различать предметы по величине(большой-маленький)Д/И «Расставь по величине»Цель: учить различать предметы по величине и расставлять их в убывающей последовательностиД/И «Построим башню»Цель: учить различать предметы по величинеИгры на развитие восприятия величины Д/И «Музыкальные инструменты»Цель: учить ребенка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика),развивать слуховую память.Д/И «Звуковые коробочки»Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки), выделять одинаковые по звучанию. Д/И «Кто кричит?»Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.Дидактические игры на развитие слухового восприятия Д/И «Чудесный мешочек»Цель: развитие тактильного восприятия; учить определять предметы на ощупь.Д/И «Определи на ощупь»Цель: развитие тактильного восприятия; учить определять предметы на ощупь.Дидактические игры на развитие тактильного восприятияД/И «Сухой бассейн»Цель: развитие тактильного восприятия Пескотерапия   Игры с песком я применяю в коррекционно-развивающей работе по всем видам деятельности. Это дает возможность ненавязчиво, через игровые ситуации, исправлять недостатки.Пескотерапия- игра с песком как способ развития ребенка Дидактические игры Д/И «Отпечатки»Отпечатки на песке можно делать с помощью формочек. Использую формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на песке. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например: показать или назвать геометрические фигуры, только животных.Д/И «Песочный круг»Цель: закреплять знания о геометрической фигуре- круг.Ход игры: Ребенок на песке рисует круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Д/И «Песочные строители»Цель: закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, прямоугольник), развитие слуховой и зрительной памяти.Ход игры: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, ёжик любит только дома круглой формы, машинка - только прямоугольной, лев хочет жить в квадратном доме, а киндер - в овальном. Помоги обитателям песочницы.Д/И «Цветные заборчики»Цель: развитие у детей сенсорного восприятия; закреплять представления о цвете.Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Д/И «Угадай на ощупь»Цель: развитие мышления, тактильного восприятия.Ход игры: Ребёнок отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это.  Д/И «Общим словом назови и запомни»Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.Ход игры: Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и д.р. Д/И «Во саду ли, в огороде»Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.Ход игры: По взмаху волшебной палочки песочница превращается во фруктовый сад, в огород. Ребёнку предлагается посадить сад, огород. После выполнения задания ребёнок показывает или рассказывает, что растет. Если ребёнок владеет разговорной речью взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.Использование дидактических игр и пособий делает процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей наиболее результативным и успешным.