Презентация на тему Современная русская проза
МОУ СОШ №1 г. МожайскаСовременнаярусская литература(конец XX – начало XXI века)Подготовила: учитель русского языка и литературы Травкина С.А
Началом современной русской литературы принято считать 1991 год, который, помимо глобальных социальных перемен, ознаменовался расколом Союза писателей.
Характерные черты современной литературы 1. Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном пространстве. 2. Диалог культур — творчество современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с творчеством современных зарубежных авторов. 3. Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. 4. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений.
Современная литература МАССОВАЯ ЭЛИТАРНАЯМы плохо умеем отделять настоящую книгу от рыночного хлама. То и другое одинаково имеет вид книги. Хлам часто издаётся даже гораздо роскошней, чем настоящие книги.А. Блок
Отличительные черты массовой литературы Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.)Размытая авторская позиция или ее отсутствиеАдаптация идей подлинного искусстваОбращение к человеческим инстинктам, желаниям
Отличительные черты элитарной литературыХудожественный экспериментЯрко выраженная авторская позицияУникальная авторская идеяОбращение к традиционным нравственным ценностям
НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫНеоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы.Особенности: психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем.
Представители неоклассического направленияА. СолженицынВ. АстафьевВ. БеловВ. Аксенов
Реализм. Стогoff Мачо не плачут "Мачо не плачут" - книга, пополнившая число произведений, посвященных кризису тридцатого года жизни. Панки, ОМОН, кровавые драки, прекрасные девушки, политические журналисты. На фоне частных событий повествования главный герой слегка задумывается о смысле прожитых лет, о цели для будущих. Ответ, это понятно, он оставляет для себя. То, что ответ известен, ясно с первой страницы, на которой Илья Стогов с позиций знания и опыта заявляет, что его "роман рассчитан на чтение при одновременном прослушивании в плеере альбома «The Fat Of The Land».
Реализм. СтогoffМиллиардерыКнига на примере биографий десяти русских миллиардеров рассказывает о политической и экономической подоплеке новейшей истории России. Как устроено наше общество? По каким законам живет? Откуда и куда движется?
Реализм. СтогoffЦитаты из произведений Дорога имеет смысл только если это дорога домой («mASIAfucker») Господи! ты же всё можешь! сделай так что бы мир не был таким, как сейчас. пожалуйста... («Отвёртка») В начале никто даже не мог подумать что жизнь окажется такой сложной штукой («Грешники»)Жизнь всегда интереснее вранья. В жизни каждый день происходит такое, до чего никогда не дофантазируется ни один выдумщик. Человек так устроен, что быть любимым для него важнее, чем дышать. И если ты найдешь то место, где тебя любят, то по собственной воле оттуда уже не уйдешь... («mASIAfucker») Мир, в который мы попали не плох. Просто он играет по правилам, о которых нам ничего не сказали. («Мачо не плачут»)
Реализм. Евгений Гришковец РекиКак и все, что делает Гришковец, «Реки» – произведение пронзительное и очень тёплое. Для тех, кто находит причины жить там, где родился и для тех, кто нашёл причины, чтобы уехать. О странном чувстве Родины. О странных системах координат во времени и пространстве, вызывающих у нас улыбку или же заставляющих плакать.Это повесть о ненаписанном. Повесть, объём которой даёт ваша собственная история.
Реализм. Евгений ГришковецЦитаты из произведенийЧто у меня есть? Нет у меня ничего. И только кажется, что тёплый пепел высыпается между пальцев и летит, превращаясь в невесомую белую пыль... посмотришь, а в руках ничего и не было.(«Реки»)Много, много самолетов, десятки тысяч людей летят в небе. Они летят и не чувствуют того, что летят.(«Одновременно»)Летом будет легче. Летом всегда легче. Но к лету должно что-то измениться, иначе я до лета не доживу. («Рубашка»)Как тяжело, оказывается, идти по жизни с высоко поднятой головой! («Рубашка»)Ему было хорошо там, где он есть. Потому что ему было хорошо с собой. Я завидовал его независимости от…всего. («Следы на мне»)
Писатели условно-метафорического направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической).Особенности: сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль, частое обращание к жанрам притчи, легенды.
Представители условно-метафорического направленияФ. ИскандерЛ. ПетрушевскаяВ. Пелевин
Виктор ПелевинЦитаты из произведенийИ я, и весь этот мир — всего лишь чья-то мысль - А разве Боги умирают?- Ещё бы. Это их основное занятие. («Затворник и Шестипалый»)Вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией («Чапаев и пустота»)...Телевизор - это, просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода.Мы живём до тех пор, пока у нас есть надежда. («Затворник и Шестипалый» )
Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Произведения оказались острополемическими по отношению к советской действительности и способам ее изображения. Особенности:изображение мира абсурдным, нелогичным; нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели.
Представители «другой прозы»Т. ТолстаяВ. Пьецух С. Каледин
Татьяна Толстая.КысьРоман «Кысь» – о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.
Татьяна Толстая.Цитаты из произведенийЯ не говорю глупостей, которые недоступны моему пониманию («Кысь»)Господи, как страшен и враждебен мир, как сжалась посреди площади на ночном ветру бесприютная, неумелая душа! кто же был так жесток, что вложил в меня любовь и ненависть, страх и тоску, жалость и стыд... а слов не дал! украл речь, запечатал рот, наложил железные засовы, выбросил ключи... («Любишь-не любишь»)Как глупо ты шутишь, жизнь! Пыль, прах, тлен. Вынырнув с волшебного дна детства, из теплых, сияющих глубин, на холодном ветру разожмем озябший кулак - что, кроме горсти сырого песка унесли мы с собой?
Владимир Сорокин.Голубое салоКнига, которую критики сравнивали с лучшими произведениями Жана Жене и Уильяма Берроуза!Роман – скандал. Роман – сенсация.Произведение, которое принесло Владимиру Сорокину статус «живого классика» современной нонконформистской прозы. Поразительная фантасмагория образов… Криминальная мистерия любви и смерти, написанная на потрясающем «новоязе» антиутопической компьютерной эры. Этот роман может возмущать или завораживать…
Новая религиозная проза.Еще одно направление в литературе 21 века связно с формированием иного сознания, постепенным введением элементов православной культуры в светскую прозу. Оно заинтересовало меня более других, хотела бы остановиться на нем подробнее. Сегодня направление религиозной прозы представлено произведениями А. Варламова, Ю. Вознесенской, М. Кучерской.
В начале XXI в. данная тема становится едва ли не магистральной. Стремясь восполнить неподготовленность читателя к серьезному разговору, большинство авторов вводят религиозную проблематику исподволь, облекая серьезный сюжет в занимательную и динамичную форму (используя авантюрно-приключенческую модель).
Свою версию отношения к религии одним из первых представил А. Варламов в «Куполе» (1999). Городок «Купол» – некое обетованное место, в котором воплощено Царство Божие на земле, «то, что всегда влекло Россию». Писатель показывает метания своего героя: «У меня не было чести, я не верил в Бога и не любил земли, я чувствовал, как пропадает, грязнеет, тяжелеет, наливаясь грехом, моя душа. Моя жизнь превратилась в постепенную деградацию, происходило разрушение личности, которое может быть необыкновенно красивым».
С другой стороны, автор иронично изображает суету, кипящую вокруг святого места: «Появилась группа, скупавшая пустые дома вокруг Купола, и еще одна фирма, которая осуществляла прямой обмен между московскими квартирами и покосившимися избенками безо всякой доплаты». А. Варламов создает образ обычного человека, которого волнуют не высокие материи, а конкретные житейские проблемы: «не только в этой жизни хотел все поиметь, но и в той не прогадать. В существование загробного мира он не то, чтобы верил, но будучи человеком осторожным, такую вероятность допускал. Креститься решил ближе к старости, когда плоть пресытится».
Эволюцию данной темы отражает и творчество Ю. Вознесенской. «Мои посмертные приключения» (2001) построены по схеме приключенческого романа с элементами мистики. Духовные поиски героини показаны через путешествие ее души, покинувшей тело после тяжелой травмы. Вторая книга автора – «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» (2002) написана на соединении поэтики фантастики и фэнтези. Главная героиня, Кассандра, живет в большом городе, но большая часть ее жизни проходит не в реальном, а в виртуальном мире. Там у нее замок, друзья, жених, даже свой дракон, который ее защищает от врагов. Сюжет начинается со звонка бабушки героини Елизаветы Николаевны Саккас, которая просит ее приехать.
Оказавшись у бабушки, Кассандра попадает в мир, которым управляет религиозное чувство. Под руководством бабушки героиня начинает привыкать к новой обстановке, совершает «путешествие» в монастырь. Постепенно в душе Кассандры происходят изменения, и в конце она понимает, что способна полюбить другого человека, а это значит, что в ней зародилась душа. «Утоли моя печали» (2009) состоит из рассказов, созданных на основе реальных событий. Они отражают живой опыт людей, нашедших своего Бога. Ю. Вознесенская не проповедует, а подсказывает, как с помощью веры превозмочь беду и справиться с самыми отчаянными жизненными ситуациями, продолжая традицию христианской учительной прозы.
Мы сейчас живем в очень суровом, жестоком мире, и дети с каждым днем становятся все циничнее и циничнее. Порой цинизм доходит до абсурда. Поэтому, я считаю, данная тема более других подходит для изучения, анализа старшими школьниками.