Презентация «Социальная стратификация и мобильность»


Свобода, равенство и братство! Великая Французская революция 1789 года Разделение общества на группы, занимающие разное социальноеположение экономическая политическая профессиональная Различие уровняжизни и доходов Политическиелидеры инародныемассы Делениепо родузанятий и деятельности Социальная дифференциация Тема урока: Социальная стратификация и мобильность План урока:1.Сущность социальной стратификации.2.Сущность социальной мобильности.3.Исторические типы стратификации. 1.Сущность социальной стратификации Социальная стратификация это - разделение общества по уровню благосостояния людей на страты (слои), расположенные друг над другом. Критериями стратификации служат доход, собственность, власть, профессия, образование, престиж Высший класс Высший класс представляет социальная элита - относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества. Средний класс Средний класс занимает в современных обществах особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе. Рабочий класс Рабочий класс развитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйствен­ных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие. Низший класс Низший класс, если не делить его на подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности. Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.( от лат. margo — край) Сущность социальной мобильности Социальнаямобильность - это всевозможные перемещения людей в обществе, переходы индивидов или групп из одной социальной позиции в другую. Социальная мобильность Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы на одном и том же социальном уровне, без изменения статуса ♦ Вертикальная мобильность имеет место, когда индивид или группа перемещаются между стратами разных социальных уровней (скажем, из рабочего класса в средний). Причем здесь, в свою очередь, возможны два варианта. (1) Восходящая мобильность, т.е. движение вверх, социальное восхождение (например, повышение работника в должности или преобразование трудового коллектива бывшего государственного магазина-банкрота в процветающее' торговое товарищество). (2) Нисходящая мобильность - движение вниз по иерархической лестнице социального успеха, или социальная деградация. Яркие примеры: (а) крах некогда преуспевающего государственного чиновника, уличенного в коррупции и завершившего свою карьеру в тюрьме; (б) банкротство и упадок бывших советских совхозов и колхозов, попавших в конкурентно-рыночную (хотя пока и нецивилизованную) среду. экономика политика армия церковь наука брак «Лифты» социальной мобильности Исторические типы стратификации Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия, и классы Рабство – социальные группы, характеризующиеся полным бесправием (правовым и юридическим) Касты - замкнутые социальные группы, принадлежность к которым определялась исключительно рождением человека Сословия Сословия – обособленные социальные группы, принадлежность к которым в основном передавалась по наследству. Проблемный вопрос: А в России сословия были? Какие? Классы – социальные группы, принадлеж-ность к которым определялась экономи-ческим положением людей. Классы — «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной органи-зации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений5 изд., т. 39, с. 15 ) Социально-классовая структура современных обществ Анализ документа № 1 Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии” “…истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепост-ной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетае-мый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончав-шуюся революционным переу-стройством всего обществен-ного здания или общей ги-белью борющихся классов…” / Работа вышла в свет в 1848г / Социально-классовая структура современных обществ Анализ документа №2 “Классы – это большие группы людей, которые различаются: по месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению к средствам производства; по роли в общественной организации труда; а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” / Работа была написана В.И.Лениным в 1919/ Вопросы к документам: Что объединяет эти документы? Выделите понятия, содержащиеся в документах. На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей? Работа над определением “страта” и анализ документа № 3 Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий “с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности” Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения. Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5% Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения. Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40% Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения. Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%. Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп. Закрепление нового материала: Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления? Браки между представителями разных классов возможны? Переход из одного класса в другой возможен ? Назовите высшие сословия феодального общества? Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину? Один из важнейших документов петровской эпохи зафиксировал разделение службы на гражданскую и военную. Назовите этот документ. Стабильность обществу придает средний или высший класс? Как называлась официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их? Что появилось раньше сословия или касты? Какое сословие в дореволюционной России объединялось в гильдии? « Встречают по одёжке…» Определите титул следующих известных в России политических фигур. А. Суворов _______________ А. Невский _______________ Александр I _______________ М. Кутузов _______________ И. Грозный ______________Я Мудрый _______________ Л. Толстой _______________ Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма “Чиполлино” Как в сказке показана стратификация общества? «Старые песни” о социальном. Знаю милый, знаю, что с тобой.Потерял себя ты, потерял.Ты покинул берег свой родной,А к другому, так и не пристал.Какие социальные группы, “потеряв свой берег”, так и не могут пристать к другому? Я начал жизнь в трущобах городских,И добрых слов я не слыхал.Когда ласкали вы детей своих,Я есть просил, я замерзал.О, увидав меня, не прячьте взгляд,Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни? По диким степям Забайкалья,Где золото моют в горах,Бродяга, судьбу проклиная,Плетется с сумой на плечах.Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает. Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамери-канских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита).Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс. Подведение итогов урока Рефлексия:Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…Какой этап урока понравился и почему?На каком этапе было труднее всего работать и почему? Домашнее задание: Составить американский и российский варианты социальной стратификации.