Презентация к исследовательскому проекту Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии


«Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии»МБОУ Садковская СОШВыполнила ученица 10 классаЖуравлева Мария Цель проекта: Провести исследование по выявлению степени сформированности у учащихся познавательных интересов к изучению химии средствами художественной литературы. Задачи проекта:1. Проанализировать художественные произведения известных писателей и поэтов.2. Описать химические процессы в фрагментах художественных произведений с помощью химических реакций, указать допущенные автором химические ошибки.3. Показать практическое применение литературных произведений на уроках химии.4.Реализовать связь литературы с практикой на уроках химии и в повседневной жизнью Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательным началом или формой введения в тему, источником новых знаний, иллюстрацией и доказательством излагаемых фактов, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих теоретических понятий химии. Изучая свойства оксидов углерода, можно использовать отрывок из сказки «Мороз Иванович» Отрывок произведения В.Д.Одоевского «Мороз Иванович»: «…А я затем в окошки стучусь, чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что… закроют… когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, а в глазах зелено, даже и совсем от угара умереть можно». Речь идет о сильном яде – оксиде углерода (II), угарном газе (CO). Уравнение химической реакции образования угарного газа: C + CO2 ↔ 2CO – 175кДж. «Опыт доктора Окса»Жюль Габриэ́ль Верн,французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики 08.02.1828 г. – 24.03.1905 г. «…Какое топливо заменит уголь?-Вода, - ответил инженер.-Вода? – переспросил Пенкроф.- Да, но вода, разложенная на составные части, пояснил Сайрес Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой….». ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА:2Н20 -> 2H2 + O2 Ахматова Анна Андреевна23 июня 1889-5 марта 1966-- В строках А.Ахматовой упоминается явление коррозии металлов: На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. (Ахматова А. Лирика.) ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА:2Cu+ O2= 2CuO2CO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3 4Al + 3O2 = 2Al2O3 4Al + 3O2 = 2Al2O3 Благодаря своим химическим знаниям герой романов Артура Конан Дойля Шерлок Хомс, с легкостью раскрывал преступные дела, часто помогал полиции в этих делах. Химия здесь играла основную роль, но она выбрана не случайно, так как сам Артур Конан Дойл предпочел карьеру медика и поступил в Эдинбурский университет, то есть он сам хорошо владел химическими знаниями и свои знания отразил в своем персонаже. …Ржавеет золото и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти все готово.Всего прочнее на земле печальИ долговечней - царственное слово…(А. Ахматова. Из.сб. «Бег времени») …В озон превращается воздух… Л.ЛавровВ озон превращается не воздух, а кислород. Уравнение химической реакции: 3О2 = 2О3 (при электрическом разряде).-задание с нахождением химической ошибки. в романе А. Беляева «Продавец воздуха» читаем:«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, его вода отличалась необычайно красивым голубым цветом…-Жидкий воздух, - сказал БейлиЯ был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории»-задание с нахождением химической ошибки. Сравнительный анализ результатов эксперимента Выводы:1. Благодаря тесной связи с другими науками, наука химия может стать увлекательным источником теоретических и практических знаний.2.Фрагменты литературных произведений тренируют внимание, аналитическое мышление и формируют навыки исследовательской деятельности.3.Результаты экспериментально-методического исследования подтверждают эффективность использования художественных произведений на уроках химии и положительную их роль в развитии познавательных интересов учащихся к химии. Спасибо за внимание.