Презентация моделирование на уроках в начальной школе
Моделирование на уроках в начальной школе
Технология ТРИЗ –теория решения изобретательных задач Приём «Эмпатия»-суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволит увидеть нечто новое.
Яблоко спелое, сочное, сладкое, Яблоко зрелое, с кожицей гладкою. Внутрь загляните! Вам – душу открою. Боль! Я с ней уж не спорю!
1 этап 2 этап 3 этапЭтапы решения задачи СЛОВЕСНАЯ МОДЕЛЬ –это язык слов МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ –это язык образов ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ- ЭТО ЯЗЫК МАТЕМАТИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ
Определите сказку и сказочный персонаж по словесным моделям:1. Круглый, съедобный, живой.2. Земноводное, принадлежит царскому роду.3. Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения.4. Овощ, выросший до громадных размеров.СЛОВЕСНАЯ МОДЕЛЬ
С И Н К В Е Й Н П О Н Я Т И Е (СКАЗКА) (приведите ассоциации в виде имен прилагательных к данному слову) народная богатырская… (приведите примеры к данному слову) учит воспитывает убаюкивает (приведите ассоциации в виде предложения (законченной мысли) к данному слову) Сказка – это народная мудрость, данная нам и в труде, и в отдыхе (резюме, выраженное одним словом) Мудрость.
МОГУЧИЙИЛЬЯ МУРОМЕЦВсем людям радость дарил.ГЕРОЙЕХАЛСРАЖАЛСЯПОБЕДИЛХРАБРЫЙметод «СИНКВЕЙН»
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
Какая прелесть этот синквейн ! на уроке русского языка… воробей шустрый серенький прыгает подбирает чирикает На мою кормушку прилетел воробей. голод
на уроке математики… число чётное нечётноеделить умножать преобразовывать Чётные числа делятся на 2. правило
на уроке «Окружающего мира» знак дорожный запрещающий соблюдать предупреждать запрещатьДорожные знаки учат соблюдать правила. опасность
Рефлексия учебной деятельности учащихся на уроке урок развивающий исследовательский обучать моделировать обобщатьНа уроке я научился определять тип текста. знания
МОДЕЛЬ «ПОПС – формула»П - позиция:В чем заключается твоя точка зрения?(Я считаю, что…)О - обоснование:- Довод в поддержку твоей позиции.… потому, что…П - пример:- Факты, иллюстрирующие твой довод.… например…С - следствие:Вывод, что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции.… поэтому…
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ1 . 2.ВОЛКгрубыйзлойзубастыйжадныйхамсерыйтрусливыйсильный3.ЯГНЕНОКглупыйзаискиваетлебезитбеспомощныйведет себя приниженнорасшаркивается
ПОВЕСТВОВАНИЕ{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0} СКАЗКА ПОВЕСТЬ РАССКАЗ волшебные герои много героев несколько героев волшебные события несколько событий одно реальное событие
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СКАЗКЕ? С К А З К А В О Л Ш Е Б Н А Я А Н И М А Л И Ч Е С К А Яжанр устного народного творчества Б Ы Т О В А ЯН А Р О Д Н А Я богатырская Б О Г А Т Ы Р С К А Я сказители Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я
СтихотворениеПравильностьВыразитель-ностьОсознанностьБеглостьСпособ чтенияТемп чтения (скорость)Не допускать замены и пропусков словНе допускать искажений и повторов словПонимание прочитанногоОценка содержания текстаСтавить логическое ударениеНаходить Нужную интонациюСоблюдать паузыКластер «Стихотворение»
химическая промышленностьметод «КЛАСТЕР»ЭКОНОМИКАПОЛЬЗА:необходимая и полезная продукцияВРЕДАЭСрадиацияотходы от производствапромышленностьОтходы загрязняют реки и воздухядохимикатысельское хозяйствотранспортвыхлопные газыТЭСзагрязнение воздухаэлектро-энергетикаГЭС затапливание
Знаково – символическая модель2 .Составьте словесную и графическую модель смерти Кощея в русской народной сказке «Царевна – лягушка» Кощей дуб ларец заяц утка щука яйцо иголка 1 .Заполните модель к сказке « Репка»
ТЕМО - РЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕКСТА - ОПИСАНИЯ С ПРОИЗВОДНЫМИ ТЕМАМИ Т Р У птиц и зверьков свои этажи Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 мыши птички дрозды дупляные хищники (соловьи) птицы (орлы, ястребы) Р1 Р2 Р3 Р4 Р5Живут в Вьют Вьют Высоко, Вьют корнях - гнезда гнезда на разной гнездав самом прямо повыше- высоте по на самомнизу на земле на кустарниках стволу верху
Результативность такой работы1. Дети изучили виды моделей: рисунок, краткую запись, схему, чертеж, таблицу.2. Научились применять в одной и той же задаче несколько видов моделей.3. Сравнивать несколько моделей между собой.4. Выбирать наиболее подходящую к предложенной задаче.5. Анализировать.6. Дополнять и упрощать предложенные мысли.7.Обобщать свои знания и умения.
РЕКОМЕНДАЦИИ1. Начинать обучение приемам моделирования надо с первых уроков начальной школы.2. Учитель обязательно должен владеть активными методами обучения и разными формами организации работ, уметь выстроить индивидуальную траекторию для обучающихся с учетом их индивидуальных способностей.3. Учитель должен уметь конструировать дидактический материал таким образом, чтобы ученик имел возможность выбирать личностно – значимые способы(модели) учебной работы.
Учить детей сегодня трудно. И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: « Даёт корова молоко». Век 21 – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит Какими дети быть должны. Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе, Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов! В век инноваций, новизны!
«Силы даются тому, кому есть, что преодолевать!» П.Куприянов
Успех приходит к тому, кто делает то, что любит. Нет другого пути к успеху! Малькольм Форбс
Спасибо за работу!