Искусство Гжели — урок ИЗО 5 класс


ГжельГБОУ Школа № 956Пинаева Н.А. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,Животные и птицы невиданной красы.Деревня в Подмосковье прославилась теперь:Известно всем в народе её названье – Гжель.Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой! Гжель — село в Раменском районе Московской области , находится в 57 км от города Москвы. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Технология изготовления художественного фарфора Перед изготовлением необходимо приготовить гипсовое тесто, для этого необходимо: нужное количество воды влить в сосуд для затворения, затем туда же засыпается гипс и некоторое время насыщается водой. Помешивание производится при помощи винтовой мешалки. Для повышения прочности капов в массу добавляется цемент. Отливка и оправка изделий.Формование изделий осуществляется методом литья в гипсовые формы. Этот метод основан на свойстве гипсовых форм впитывать в себя влагу. В них заливается шликерная масса и выстаивается определённое время, за которое в форме набирается черепок.  После того, как изделие приобретёт определённую прочность, его оправляют и замывают швы, образовавшиеся во время литья. Сушка отформованных изделий и обжиг.После оправки изделия необходимо подвергнуть сушке, для того, чтобы при обжиге на них не появились трещины из-за слишком интенсивного удаления воды. Частично изделия подвергаются сушке в естественных условиях в печном цехе. Обжиг проводится в камерных печах (газовых или электрических), при температуре 860-920°C. Подглазурная роспись изделий кобальтовой краской.Подглазурная роспись полуфабриката наносится вручную кобальтовой краской при помощи беличьих кистей. Каждый живописец работает индивидуально, имея свой стиль росписи. Глазурование изделий осуществляется вручную методом окунания в глазурную суспензию. Остатки глазури с опорных поверхностей удаляют при помощи мягкого поролона.Глазурование. Политой обжиг.После глазурования изделия обжигают в камерных печах при температуре 1250-1350°C. В процессе обжига глазурь приобретает прозрачность, а кобальтовая краска синий цвет.Надглазурное декорирование.Готовые изделия могут подвергаться надглазурному декорированию препаратом жидкого золота. После чего, что бы закрепить нанесенное золото на поверхности изделия, его обжигают в камерных печах. Поверить трудно: неужелиВсего два цвета? Чудеса!..Вот так художники из ГжелиНа снег наносят небеса!Л. Куликова. Какие розы и пионыНа чашках пишут мастера.И сине-белые бутоныПрекрасны нынче, как вчера!Л. Куликова. Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и пархающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Статуэтки старой гжели (1954г.) Мазок с тенью. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Мазок «Капелька» Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку.  «Капелькой» изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !