Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом
Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом«Эти добрые люди и не подозревают, какихтрудов и времени стоит научиться читать. Ясам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,чтобы вполне достиг цели»И. Гете«Чтение и письмо открывают человеку новый мир,особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»Н. Карамзин
Актуальность личного вклада в развитие образованияНациональная программа поддержки и развития чтения в России (2007-2020 годы)Результаты международных тестирований (PIRLS, TIMSS, PISA)Реализация ФГОСПодготовка учащихся к решению учебных задач Единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Достигнутые уровни читательской грамотности (PISA): о чем они говорят?IIIIIIVV407480553625Потенциал нации.Способны с помощью текстов изучать новый предмет.Способны с помощью текстов ориентироваться в житейских ситуациях.Минимальное, пороговое условие успешного функционирования современного взрослого человека в обыденной жизни.
Требования ФГОСК результатам освоения ПООПК структуре ПООПК условиям реализации ПООПЛичностныеПредметныеМетапредметныеРегулятивныеКоммуникативныеПознавательныеРазвитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией
Противоречия и затруднения, решаемые в процессе реализации педагогического опытаНеобходимость формирования навыков работы с информацией фигурирует в требованиях ФГОС как метапредметного образовательного результатаНедостаточно представлены методы формирования смыслового чтения в содержании методики естественнонаучного образования в основной школе
формирование УУД; ИКТ-компетенций; основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;смыслового чтения и работы с текстом. Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образованияСмысловое чтение входит в группу познавательных УУД и включает в себя:умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);умение ориентироваться в содержании текста;умение понимать целостный смысл текста;умение структурировать текст;умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность;умение интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);умение критически оценивать содержание и форму текста.Уровни понимания любого текста:извлечения информации (о чем говорится и что именно);интерпретации информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста);интерпретации информации в контексте личностного жизненного опыта (личностный смысл).
Цель и задачи педагогической деятельности Цель: создание условий для формирования смыслового чтения на уроках биологии и во внеурочное времяЗадачи:Изучить опыт формирования стратегии смыслового чтения.Проанализировать изученный опыт и адаптировать его к условиям учебно-воспитательного процесса (преподавание биологии и внеурочная деятельность).Разнообразить содержания уроков в сторону развития стратегии смыслового чтения и работы с учебной информацией, способствующей активизации мыслительных процессов, повышению скорости и улучшению качества усвоения теоретического материала.Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные формы урочной и внеурочной деятельности.Спроектировать уроки по биологии с учетом требований ФГОС, с обязательным включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных на уроке знаний.Разработать диагностические задания и упражнения для определения имеющегося уровня сформированности смыслового чтения для учащихся всех ступеней основной школы.
Поэтапное формирование информационной компетентности учащихся основной школы, изучающих курс биологии.6 класс7 класс8 класс9 классХарактер и виды чтенияОсмысленное чтение, понимание, пересказ учебного текста.Владение ознакомительным, изучающим, просмотровым видами чтения.Владение изучающим, просмотровым видами чтения. Понимание коммуникативной темы, цели чтения.Умение организовать процесс чтения.Ориентация в структуре и содержании печатных изданийОриентация в содержании учебника по оглавлению.Ориентация в содержании параграфа по шрифтовым выделениям.Ориентация в содержании учебника по оглавлению, заголовкам параграфов.Ориентация в содержании параграфа по ключевым словам.Ориентация в содержании статьи (параграфа) по ключевым словам на основе просмотрового чтения. Анализ содержания текстовой информацииВыделение главной и второстепенной информации.Выделение известной и неизвестной, иллюстрирующей и аргументирующей информации.Подбор из текста цитат. Перевод информации из одной знаковой системы в другуюСамостоятельное формулирование вопросов по содержанию текста.Нахождение в тексте ключевых слов, объяснение их значения.Проведение маркировки текста (делить на части). Оценивание степени понимания содержания текста.Составление простого, сложного плана. Составление тезисного плана. Создание текста на основе информации схем, таблиц.Составление конспекта текста.Создание текста на основе плана.Создание текста на основе плана, знакового конспекта.Создание текста на основе информации схем, таблиц.Создание текста на основе информации схем, таблиц.Антиципация – предвидение событийАнтиципация: прогнозирование содержания текста по средствам зри-тельной наглядности (рисункам, шрифтовым выделениям). Антиципация:прогнозирование содержания текста по его началу. Антиципация:прогнозирование содержания текста по анализу названия, содержанию эпиграфа, средствам зрительной наглядности (схемам, таблицам).Антиципация:прогнозирование возможного разви-тия основной мысли текста до его чтения.Рецензирование текстаАнализ текста с точки зрения пол-ноты и точности информации. Анализ текста с точки зрения полноты и точности информации. Рецензирование чужого текста с точки зрения соответствия определённым требованиям.Рецензирование чужого и собственного текста с точки зрения соответствия определённым требованиям.Рецензирование чужого и собственного текста с точки зрения соответствия определённым требованиям.
Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологииОтбор оптимальных методов и форм образовательной деятельности
Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) Основа технологии – трёхфазовая структура урока:вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление).
Технология «Достижение прогнозируемых результатов»Главной особенностью данной технологии является ее направленность на развитие способности учащихся работать с информацией, на понимание информации как системы.Каждый вопрос работы прорабатывается в течение урока и находит отражение в карте темы.
ЛитератураАсмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970 г.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика-Пресс, 1996. - 234 с.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.:Издательство МГУ, 1985. - 585 с.Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М.: Лабиринт, 1999. - 489 с.Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.:Знание, 1974. - 274 с.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:Педагогика, 1972. - 524 с.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. Москва.:Педагогика, 1977 год.Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под общей редакцией В.С. Кукушина - Серия «Педагогическое образование», Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 год.Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.Народное образование, 1998. - 185 с. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике: пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности/Г.А.Игнатьева, О.В.Тулупова – Н.Новгород, 2009Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова – М., 2011Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. – М., Педагогик,1982, с.25) Федеральные государственные стандарты основного общего образования. – URL: http://standart. edu.ru