Презентация по литературному чтению на тему: Ф.Одоевский Городок в табакерке
С неба солнце светит миллионы лет.Льет на землю и тепло, и свет.Но посветит солнце и уходит прочь,А живое сердце греет день и ночь. Сожмите ручку в кулачок,Вот он, как сердце, мой дружок.Давайте послушаем его-Какое ж сердечко твое? «Сказка»Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытанияСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданииБлагополучного конца. В. Берестов д О к о е в и й с- В.
Слышали ли вы выражение «музыкальный город»? Кто может жить в таком городе? В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке». Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли. Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой Горка – это мебель для посуды Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра. Шатёр – покрытие в виде высокой многогранной пирамиды Где вы видели шатёр, и что это такое? Бахрома – украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями. Объясните значение слова бахрома. Тиснёная бумага – бумага с выдавленным рисунком Тиснение золотом Какую бумагу называют тиснёной? Затеплилась звездочка – Право - С сими словами – Учтиво – Свод – в архитектуре тип перекрытияПестренькая – очень яркаяОдинакие – одинаковыеОпамятоваться – опомниться.Счесть нельзя – сосчитать нельзяДосадно – обидно Индо – даже Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.“Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”.— Извольте, с величайшею радостью! ФИЗМИНУТКА — Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной.Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен. Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.— Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день.— Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою. Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал:— Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры!— Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша...— А что тебе надобно? — спросил надзиратель.— Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают...— А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры... Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей:— Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?— Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! ФИЗМИНУТКА В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались... Незаконченные предложения Вам хотелось бы попасть в этот городок?Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь – Динь, исследуя табакерку?Что мы можем сказать о мальчике?Чем закончилась сказка?Вам она понравилась? Перечитать сказку, поделив ее на части