Презентация по географии на тему Циркуляция воздушных масс над территорией России


IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ "МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК" УРОК УРОК Предметные: Знать и объяснять понятия атмосферный фронт, циклон, антициклон; Уметь выявлять по иллюстративному материалу учебника механизм образования теплого и холодного фронта, циклона и антициклона; Метапредметные:Развитие умений формулировать, излагать мысль, моделировать ситуацию;Формирование умения работать с текстом;Развитие логического и творческого мышления.  Личностные:Воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания. Способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;Расширять кругозор и повышать интерес к изучению географии Коммуникативные:1)учитывать разные мнения в сотрудничестве;2) формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения;3) работать в группе, устанавливать рабочие отношения. Познавательные:1) переформулировать условие, извлекать необходимую информацию;2) строить логические рассуждения;3) давать определение понятиям. Регулятивные:1)ставить цель учебной деятельности;2) планировать пути достижения цели;3) принимать решения в проблемной ситуации;4)самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. 1. Организационный этап.2. Целеполагание и мотивация.3. Актуализация знаний и умений.4. Первичное ознакомление – знакомство с новым материалом, самостоятельное «открытие нового знания»Работа в парах.5.Проверка понимания учащимися нового материала. 6. Обобщение, систематизация, прикладное применение знаний.7. Обратная связь. Итоги урока.8. Домашнее задание. Данный этап задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке; Подготовка учащихся к работе на уроке: проверка подготовленности уч-ся к уроку,быстрое включение уч-ся в деловой ритм, организация внимания. * http://aida.ucoz.ru * На этом этапе учитель создаёт проблемную ситуациюРассмотрите климатическую карту России и ответьте на вопрос, почему изотермы января имеют меридианальное направление в отличии от изотерм июля? постановка практической частной познавательной задачи. Основные задачи учителя: Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;• овладение обобщенными способами, формулировки познавательной задачи, выделения в задаче известных компонентов;•формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения. * Можете ли вы сформулировать цель урока? Прием «Цель и цели»:Сформулируйте свои, важные для вас цели урока.Используйте опорные слова: 1) Познакомиться с … 2) Определить …Сегодня на уроке вы научитесь читать синоптическую карту, определять наступление теплого и холодного фронта, их влияние на погоду и, используя народные приметы, давать прогноз погоды * http://aida.ucoz.ru * Основные задачи учителя развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. Основные задачи учителя: Формирование способности анализировать имеющийся учебный материал Учащиеся: Читают, анализируют текст. СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. Дают определение основных понятий урока, используя слова и словосочетания: …(воздушная масса трансформируется, если …, при соприкосновении разных по свойствам воздушных масс…, если надвигается теплый воздух …, антициклон…, циклон, если воздух движется от центра….) . ЧИТАЮТ: ПОЛОСА, ОБРАЗУЮЩАЯСЯ ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПО СВОЙСТВАМ ВОЗДУШНЫХ МАСС НАЗЫВАЕТСЯ АТМОСФЕРНЫМ ФРОНТОМ.МЕЖДУ АРКТИЧЕСКОЙ ВОЗДУШНОЙ МАССОЙ И УМЕРЕННОЙ ВОЗНИКАЕТ АРКТИЧЕСКИЙ ФРОНТ,МЕЖДУ УМЕРЕННОЙ И ТРОПИЧЕСКОЙ- ПОЛЯРНЫЙ ФРОНТ.ФРОНТ ТЕПЛЫЙ, ФРОНТ ХОЛОДНЫЙ.ЦИКЛОН (греч-вращающийся)-АТМОСФЕРНЫЙ ВИХРЬ С НИЗКИМ ДАВЛЕНИЕМ В ЦЕНТРЕ, ГДЕ ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯ от ПЕРИФЕРИИ К ЦЕНТРУ ПРОТИВ ХОДА ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ.АНТИЦИКЛОН-АТМОСФЕРНЫЙ ВИХРЬ С ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ В ЦЕНТРЕ, ГДЕ ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯ ОТ ЦЕНТРА К ПЕРИФЕРИИ ПО ХОДУ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ * http://aida.ucoz.ru * Применение знаний и умений. СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. Составим алгоритм действий ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДУШНОЙ МАССЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ТЕРРИТОРИЮ, для этого ВЫПОЛНИМ ДЕЙСТВИЯ: Шаг 1 - УКАЗАТЬ– ТЕРРИТОРИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ВМ Шаг 2 – ПЕРЕЧИСЛИТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВМ Шаг 3 – ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕРРИТОРИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВМ Шаг 4 - СФОРМУЛИРОВАТЬ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ВЫВОД О ВЛИЯНИИ ВМ на ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ Читают, анализируют текст §17 на стр.82 СОЗДАЙТЕ МОДЕЛЬ АРКТИЧЕСКИЕ ВМ ЛЕТОМ КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ над… ОХВАТ ТЕРРИТОРИИ ВЛИЯНИЕ НА КЛИМАТ МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОРСКИЕ над…. Признаки Циклон Антициклон Что это? Атмосферные вихри, переносят воздушные массы Как показаны на кар­тах? В виде окружностей – линий с одинаковым давлением - изобар Атмосферное давление Вихрь с низким давлением в центре Высокое давление в центре Движение воздуха От периферии к центру против хода часовой стрелки от центра к окраинам по ходу часовой стрелки Явления Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков. Сильное нагревание воздуха Размеры 2-3 тыс. км в поперечнике Скорость перемещения 30-40 км/ч, подвижны Мало подвижны Направление движения С запада на восток Место рождения Северная Атлантика, Баренцево море. Охотское море Зимой - Сибирский антициклонЛетом – Скандинавские горы Погода Пасмурная погода с осадками Ясная и сухая погода, летом - жаркая, зимой – морозная, жгучая * http://aida.ucoz.ru * Прием «Синквейн» Составьте синквейн, отразите в нем основные черты теплого и холодного фронта, циклона и антициклона. ВихрьПасмурный , стремительныйподнимается, растекается, льет Дождик, лей, лей, лей!Циклон ВихрьСолнечный, колючийопускается, нагревается, трещитВо дворе - все в сказочном инее! Антициклон 1 2 3 4 № 1 № 2 № 3 № 4 А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия антициклона? Тюмень 2) Серов 3) Оренбург 4) КурганВ) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков? Серов 2) Самара 3) Орск 4) Москва УМЕЙ ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия циклона?Барнаул 2) Тобольск 3) Омск 4) ДиксонВ) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?1)Самара2) Архангельск3)Барнаул4) Бийск Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ Какие источники информации Вы использовали для ….Какой метод изучения географии Вы применили на уроке …..Какие действия Вы совершили, чтобы определить влияние воздушных масс на территорию России… РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Какую группу мы назовем: Самой активной группой….Кто представилЛучшую МОДЕЛЬ КЛИМАТА РОССИИ……. Молодцы! ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДЪЁМ ощущение самостоятельности процесса поиска знаний «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» + ощущение свободы выбора «На нас не давят, у нас есть выбор!» + ощущение успешности /компетентности/ «У меня это получается, я понял, я умею!» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Прием «Идеальное задание» Учитель предлагает учащимся самостоятельно определить домашнее задание. По источникам знаний: 1) словесные; 2) наглядные; 3) практические (работа с картой)По уровню познавательной деятельности:1) объяснительно-иллюстративный метод (видеофрагмент)2) частично-поисковый метод обучения (эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов)3) исследовательский метод обучения географии (самостоятельное изучение нового учебного материала) Методы самостоятельной работы: умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания; умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу; умение анализировать общие итоги работы; сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.  1. Высокая мотивация к изучению, активность учеников на уроке;2. Данный урок, проведенный в 8в классе (средний показатель качества обученности), дал результат (по итогам теста) 81% качества и 100% успеваемости; 3. На протяжении всего урока царила «живая», насыщенная обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся;4. Каждый ученик был включен в активную познавательную деятельность.