Мастер-класс Эффективные приемы и методы,необходимые при подготовке к итоговой аттестации.
Мастер- классТема: Эффективные приемы и методы, необходимые при подготовке к итоговой аттестации.Ганацкая Ольга Дмитриевна.Учитель биологии высшей квалификационной категорииМБОУ СОШ УИОП г. Зернограда.
Цель:обобщить и распространить методику работы по теме: «Молекулярная биология».
Задачи:- объяснить, в чем сущность методики подготовки учащихся к ГИА по биологии; - продемонстрировать приемы и методы, используемые в процессе подготовки учащихся к итоговой аттестации по биологии;- Формировать навык решения практико-ориентированных тематических заданий по биологии; - видеть возможности применения технологии подготовки к ГИА на своих уроках.- оценить уровень результативности практической деятельности.
Этапы необходимые при подготовке к ГИА по биологии.
1. Знакомство с документами, рекомендациями по сдаче ЕГЭ и ОГЭ.На первой консультации знакомлю учащихся с основными документами - спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена.Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы, интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России.
2.Изучение содержания КИМов по биологии.Знакомство учащихся с особенностями выполнения заданий «части 1 и части 2».
3.Техническая подготовка к ЕГЭ.На данном этапе подготовки учу школьников «технике выполнения теста». Эта техника включает следующие моменты:1. Обучение приему «спирального движения по тексту». Данный прием состоит в следующем – ученик сразу просматривает текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.2. Обучение объективной и субъективной трудности заданий. Обычно дети знают свои слабые места, пробелы в знаниях. Если попался такой вопрос – пропустить его и делать те задания, в которых ученик наиболее силен. А после, когда останется время для проверки еще раз подумать над проблемным вопросом.3. Обращать внимание на скрытые подсказки в вопросе или в ответах.4. Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку и переписывание из черновика в бланки ответов.
Решение задач по молекулярной биологии.
СПЕЦИФИКАЦИЯконтрольных измерительных материаловединого государственного экзамена 2016 года по БИОЛОГИИ Второй блок «Клетка как биологическая система» включаетзадания, проверяющие: знания об основных положениях клеточной теории,строении и функциях клетки, ее химической организации, гене игенетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; уменияустанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки,распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы,протекающие в них.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовкивыпускников образовательных организаций для проведения единогогосударственного экзамена по БИОЛОГИИ2 Клетка как биологическая система2.1 Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формированиисовременной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке.Клеточное строение организмов – основа единства органического мира,доказательство родства живой природы.2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительнаяхарактеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения ифункций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновыхкислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химическихвеществ в клетке и организме человека.2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки –основа ее целостности.2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадииэнергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение,космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакциифотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерийна Земле.2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства.Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновыхкислот.2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма иразмеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматическиеи половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз –деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половыхклеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития иразмножения организмов. Роль мейоза и митоза.
ЧАСТЬ 1Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствуетномеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа втексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.1.Один из признаков различия объектов живой и неживой природы –способность к1) разрушению2) самовоспроизведению3) движению4) РостуОтвет: 2
ЧАСТЬ 1Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствуетномеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа втексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.2. На каком рисунке изображён органоид, в котором происходит окислениеОрганических веществ до углекислого газа и воды?r
ЧАСТЬ 1Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствуетномеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа втексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.3. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30%от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином в этой молекуле?1)20%2)40%3)60%4)70%Ответ:1
ЧАСТЬ 2Для записи ответов на задания 34–40 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полныйразвёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.Задача №1(дайте краткий свободный ответ)Объясните одно из основных положений современной клеточной теории «Клетка - структурная и функциональная единица жизни».Ответ: 1) клетка как элементарная живая система лежит в основе строения всех живых организмов, т.е. все живые организмы имеют клеточное строение;2) на уровне клетки проявляются свойства живого: обмен веществ и энергии, саморегуляции, размножение, рост и развитие,раздражимость.
Задача № 2 Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.1.Нуклеиновые кислоты являются разветвленными полимерами.2. Мономерами нуклеиновых кислот являются триплеты.3. Д.Уотсон и Ф.Крик в 1953г. создали модель структуры молекулы ДНК.4.В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов: ДНК и РНК.5. Нуклеиновые кислоты способны к редупликации.6.ДНК- хранитель наследственной информации, РНК- принимает участие в синтезе белка.Решение:1- Нуклеиновые кислоты являются линейными полимерами.2- Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды.5- к редупликации способна только ДНК.
Задача №3 Белок состоит из 315 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул ДНК и и-РНК, которые кодируют данный белок, а также число молекул т-РНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза белка. Ответ поясните.Ответ: т.к. генетический код триплетен- одну аминокислоту кодирует три нуклеотида, то число нуклеотидов на и-РНК = 315х3=945;число нуклеотидов на и-РНК соответствует числу нуклеотидов на одной цепи ДНК, т.е. тоже 945 нуклеотидов;каждую аминокислоту к месту синтеза белка транспортирует одна молекула т-РНК, следовательно, число т-РНК равно числу аминокислот (315 молекул т-РНК).
Задача № 4В ДНК зародыша сосны 21% нуклеотидов с аденином. Определите содержание (в%) нуклеотидов с тимином, цитозином и гуанином в молекуле ДНК. Ответ поясните.Ответ :нуклеотиды с аденином (А) комплементарны нуклеотидам с тимином(Т), следовательно А=Т=21%;сумма нуклеотидов А+Т=42%,следовательно, сумма Г+Ц=100%-42%=58%;нуклеотиды с цитозином(Ц) комплементарны нуклеотидам с гуанином(Г),следовательно Ц=Г=58%: 2=29%
Задача № 5Какую длину имеет молекулу ДНК, в которой закодирована первичная структура рибонуклеазы, если молекула рибонуклеазы содержит 124 аминокислоты, а один нуклеотид занимает 0,34нм в цепи ДНК? Сколько молекул т-РНК будет участвовать в переносе этого количества аминокислот к месту синтеза? Ответ поясните.Ответ: одну аминокислоту кодирует три нуклеотида, следовательно, для кодирования 124-х аминокислот необходимо 124х3=372 нуклеотида;участок молекулы ДНК,состоящий из 372-х нуклеотидов, имеет длину 372х0,34=126,48 нм;одна Т-РНК переносит одну аминокислоту, следовательно, для транспорта 124-х аминокислот необходимо 124 молекулы т-РНК.
Консультации. Особое внимание уделяю вопросам, на которых по анализу предыдущих лет было больше затруднений.А также вопросам практического применения знаний.
Литература.Кириленко А.А. «Молекулярная биология» Издательство. "Легион", 2014г. Ростов на Дону.Кириленко А.А., Колесников С.И. «Биология. Тематические тесты 10-11 класс» Издательство" Легион", 2014г.Ростов на Дону.Кириленко А.А., Колесников С.И.,Даденко Е.В. «Биология. Подготовка к ГИА 9 класс» Издательство "Легион", 2014г.Ростов на Дону.Кириленко А.А., Колесников С.И.,Даденко Е.В. «Биология. Подготовка к ЕГЭ 10-11 класс» Издательство "Легион", 2014г.Ростов на Дону. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2012.Интернет-ссылки:http://ru.convdocs.org/download/docs-8406/8406.doc http://bio.1september.ru/articles/2009/06 сайт ФИПИ http://yandex.ru/yandsearch?clid
Спасибо за внимание.Желаю всем творческих успехов.