Педагогический проект.Презентация. Развитие ключевых компетентностей учащихся через кейс-технологии как условие успешности выпускников на ЕГЭ по русскому языку.


Инновационный педагогический проект по теме: Развитие ключевых компетентностей учащихся через кейс-технологию как условие успешности выпускников на ЕГЭ по русскому языку Автор проекта: учитель русского языка и литературыКонченкова Евгения АнатольевнаМКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»Черемисиновского района Курской областид. Сельский Рогачик Обоснование необходимости проекта Данный проект направлен на необходимый поиск расширения мотивационной базы, т. е. обращение к новым ещё не использованным источникам мотивации.Более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации.Старые методы в сложившейся ситуации не дают качественного результата: такие объемы учебного материала путем запоминания и воспроизведения удается усвоить немногим учащимся.Школа подключена в рамках Национального проекта «Образование» к широкому доступу в сеть Интернет. Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, которые способны помочь более эффективно решать следующие задачи:стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;организация индивидуального обучения школьников;наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных. Актуальность выбранной темы В выпускнике, умеющем искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве Как помочь учащимся в развитии основных компетентностей? Образовательный процесс Учебно-коммуникативная деятельность учащихся на уроке Если целенаправленно и систематически использовать возможности кейс-технологии на уроках русского языка для формирования у учащихся ключевых компетентностей, то это позволит им:повысить мотивацию к обучению ;значительно повысить качество знаний по русскому языку; развить навыки обработки информации: анализ, выделение главных тем;адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;развить коммуникативные компетенции, выражать свои  чувства и представления о мире различными способами, (работа в группах, умение защищать свою точку зрения); развить речевую культуру (умение аргументировать);свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач. Гипотеза: В соответствии с обозначенной целью, объектом и предметом, выдвинутой гипотезой, сформулированы цель и следующие задачи исследования: Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов по проблеме; Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование. Моделирование, проектирование педагогического эксперимента; Проведение работы по проекту; Методические задачи Ожидаемые результаты: Для учителя: Для учащихся: Повышение ИКТ – компетентности. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в различные этапы традиционного урока. Разработка и использование собственного программного обеспечения ицифровых образовательных ресурсов, формирование и использование медиатеки. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;Повышение интереса к русскому языку и развитие мотивов учебной деятельности;Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;Умение наблюдать, анализировать, прогнозировать, решать поставленные задачи;Активизация творческой деятельности –желание участвовать в различных творческих конкурсах;Приобретение умений работать с информацией, представленной в различных формах, отбирать и систематизировать научный материал. Сроки проведения педагогического проекта: 2014-2016 учебные годы Этап Сроки Основные мероприятия I этап Подготовительный Август 2014 года -изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических  технологий  и ИКТ. Сроки проведения педагогического проекта: 2014-2016 учебные годы Этап Сроки Основные мероприятия II этапОсновной 2014- май 2016 уч.год Входная диагностика.Анализ результатов входной диагностики, разработка этапов эксперимента по внедрению кейс-технологии в процесс обучения.Реализация проекта в соответствии с целями и задачами.Промежуточный мониторинг результатов.Внедрение информационных технологий в практическую деятельность.Использование в образовательном процессе электронных презентаций, готовых программных продуктов, собственных электронных образовательных ресурсов и информационных ресурсов сети Интернет.Участие в конкурсах. III этап Заключи-тельный Май-июнь 2016-уч.год Итоговый анализ результатов работы по теме проекта, подготовка отчетных материалов, разработка практических рекомендаций. Готовый программный продукт Учебно-методический пакет Исследовательская деятельность Собственные разработки Интернет- ресурсы Работа над реализацией проекта 1. Входящая диагностика была проведена совместно со школьным психологом Овсянниковой Светланой Анатольевной. Исследования показали: Успеваемость: 30%Мотивации к успеху: низкая мотивация к успеху- 33% учащихся, средний уровень мотивации- 56 %, умеренно высокий уровень- 11%.Уровень тревожности: низкий уровень- 36% , адекватный уровень- 7% , высокий уровень- 57% Общительность: низкая коммуникабельность- 41 %, средний уровень коммуникабельности- 39%, высокий уровень коммуникабельности – 20%.Групповая сплочённость: низкий уровень – 12%, ниже среднего- 32%, средний- 26%, выше среднего- 11%, высокий уровень- 19.Уровень субъектного контроля: высокий уровень контроля над любыми значимыми ситуациями- 17%, средний уровень- 22 %, а низкий-61%. 2. Учащиеся были разбиты на 3 подгруппы. Для каждой подгруппы разрабатываются кейсы, согласно уровню подготовленности учащихся, но обязательно содержащие образовательный минимум 3. Организация занятий с применением кейс-технологии Компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, Компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека. Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. (по О.Г.Смоляниновой). Этапы работы с кейсом - постановка задачи;- знакомство с кейсом;- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;- групповое обсуждение пути решения;- демонстрация решения своей группы;- дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации). Варианты подачи учебного материала кейс-технологии СУЩ.НЕПРАВДА ПРИЛАГ.НЕПРАВДИВЫЙ МЕСТОИМ.НЕКТО ПРИЧАСТ.НЕГОДУЮЩИЙ ГЛАГ.НЕГОДОВАТЬ СУЩ.НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ ПРИГАГ.НЕ ПРАВДИВЫЙ, А …СОВСЕМ НЕ…НЕ ДЕРЕВЯННЫЙ(относ. прилаг.) НЕ ЯРЧЕ (степ. Сравн.) МЕСТ.НЕ С КЕМ ПРИЧАСТ.НЕ СДЕЛАНАНЕ СДЕЛАННАЯ ВОВРЕМЯ ГЛАГОЛНЕ РАДУЕТ Слитно Раздельно Работа в группах Контроль Тестирование(в кейсе предусмотрены тренировочные материалы, а так же материалы контроля) Эссе Исследовательская работаДискуссия Кейс «Заветные 23 балла» Учащиеся получают кейс следующего содержания:Термины, используемые в критериях оценивания ответа на задание части С; Примерный план сочинения;Критерии оценивания;Речевые клише;Шаблон сочинения для части С (ЕГЭ);Образец сочинения- рассуждения;Текст для работы над эссе;Рабочие листы. Работа в парах Презентация продукта ( сочинение) 4. В процессе реализации проекта проводилась промежуточная диагностика.По предмету-1, 2 раза в четверть. Исследование психологического состояния детей – дважды. Результаты промежуточного мониторинга в сравнении с входящим Мотивация к успеху Уровень школьной тревожности Коммуникабельность Групповая сплочённость Уровень субъектного контроля Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроках русского языка интерактивного метода кейс-технологии несёт положительную динамику развития учащихся старших классов. Процент успеваемости растёт. Мотивация к успеху, коммуникабельность, сплочённость, уровень контроля над ситуацией возросли до уровня выше среднего, а уровень школьной тревожности постепенно снижается. Учащиеся приобрели навыки работы в группе, навыки контроля и оценки своей деятельности, приобрели уверенность в успехе, что немаловажно для достижения положительных результатов итоговой аттестации, предстоящей по окончании обучения.   Отсюда следует, данный проект представляет серьезную значимость для системы современного образования. Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах. Считаю, что подготовленный мною проект будет иметь важную практическую значимость для учителей общеобразовательных школ, поможет осмыслить метод, углубиться в особенности его применения.Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Поэтому считаю, что инновации должны быть неотъемлемым атрибутом процесса современного образования в школе, но с учетом веками сложившихся принципов преподавания и воспитания школьников. Спасибо за внимание!