Презентация для образовательно — воспитательного курса Уроки гражданственности Донбасса на тему Охранять природу-значит охранять жизнь


Макрофера 1. «Донбасс – мой родной край» Микросфера «Я – житель Донбасса» Тема 4. Охранять природу – значит охранять жизнь
style.rotation
ЦЕЛИ: Выявить особенности природы и ее взаимосвязей с человеком в нашем крае. Продолжить экологическое воспитание учащихся.
style.rotation
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Рассказ о характерных особенностях нашей природы, влиянии ее на человека и результатах его деятельности. Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе своей Родины.
style.rotation ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Умение выявлять особенности природы и взаимосвязей с человеком в нашем крае; давать их аргументированную характеристику.
style.rotation
ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ПРИРОДЕ: Сторонники мнения господства над природой:Человек – царь природы.Человек может распоряжаться природными богатствами как захочется.Природа враждебна человеку, поэтому ее надо постоянно покорять.
style.rotation
ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ПРИРОДЕ: Сторонники мнения сотрудничества с природой:Человек – часть природы.Природа дает человеку свои богатства.Человек должен изучать законы природы.Природа – дом для человечества.
style.rotation
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ: Каждому человеку необходимо научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде.
style.rotation
ЗАДАНИЕ № 1Утверждение, что природа враждебна и равнодушна к людям, свойственна сторонникам:1)сотрудничества с природой; 2)господства над природой;3)уважения к природе; 4)морального отношения к природе;
style.rotation


ЗАДАНИЕ № 2 Главный смысл экологической морали:1)не навредить окружающей среде;2)удовлетворить потребности человека;3)получить от жизни удовольствие;4)создать комфортный образ жизни;
style.rotation
ЗАДАНИЕ № 3 Стремление сохранить жизнь всему живому на Земле является примером:1)экологической морали;2)государственных законов;3)потребительского отношения к природе;4)господства над природой;
style.rotation
ЗАДАНИЕ № 4 Какой из примеров может считаться результатом неразумной деятельности человека?1)извержение вулкана Везувий;2)взрыв Тунгусского метеорита;3)осушение Аральского моря;4)землетрясение в Мексике;
style.rotation
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если вы сделали что-то плохое другому человеку, мораль вас осуждает, говорит, что вы совершили злой поступок. А если вы сделаете что-то вредное природе, можно ли сказать, что вы сотворили зло? Можно ли назвать ваш поступок аморальным, безнравственным?
style.rotation «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется. Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой. Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.
style.rotation «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ»Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.
style.rotation «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ»Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе.
style.rotation «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде. Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.
style.rotation ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИЯ лично несу ответственность за сохранение природы. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.
style.rotation ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕКАльберт Швейцер (1875 – 1965) – выдающийся философ и врач, немец по происхождению, хотя жил и трудился не только в Германии, но и во Франции. Это был человек очень одарённый и трудолюбивый, умевший работать по 20 часов в сутки, а спать по 3-4 часа. Удивительный был у него характер. С самого раннего возраста Альберт стремился к добрым поступкам. Однажды друг позвал его стрелять птиц из рогатки. Предложение показалось Альберту отвратительным, но он пошёл, чтобы друг не стал смеяться над ним. И вот когда они уже залегли вблизи дерева с беззаботно поющими птицами, раздался звон церковных колоколов. Альберт воспринял этот звон, как голос с неба. Он решительно выбросил рогатку и вспугнул птиц, чтобы спасти их. Так он исполнил моральное правило «не убивай», применил его по отношению к живым существам.
style.rotation ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕКОкончив учёбу в университете, благодаря трудолюбию и упорству Швейцер довольно быстро добился признания, стал известным в Европе философом и музыкантом. И вдруг он резко изменил свою жизнь. Однажды в газете он прочитал призыв о помощи, в котором говорилось, что в далёкой Африке очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать туда. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца своей жизни лечил больных.
style.rotation ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕКНо Швейцер не мог оставаться только врачом. Поздними вечерами, когда уходил последний больной, садился он писать свои труды по философии и работал почти до утра. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами – благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой. Убить цветок, считал философ, - всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает действительно морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.
style.rotation ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: -Какие особенности характера Швейцера вы можете отметить? -Почему он решил изменить свою жизнь и уехал в Африку? -В чём состоит главная мысль его учения?
style.rotation

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ:·Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. «Удивительно, - говорит писатель, - но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…» Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?
style.rotation
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ ?Экология - наука об отношения в природе растительных и животных организмов между собой и со средой. Экологический кризис связан с неразумным отношением человека к природе, её загрязнением и уничтожением. Экология социальная - область науки, изучающая отношения между человеческим обществом и окружающей средой.  
style.rotation

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ:С появлением человека именно он (человек) начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И это влияние может быть не только положительным. Вряд ли охота, собирательство, основные занятия первобытного человека, были экологически вредными. К тому же людей на Земле было тогда не больше, чем сегодня жителей одного только города среднего масштаба. Но со временем отношения человека с природой стали меняться.
style.rotation СТРАНИЧКА ИСТОРИИ:Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства, о переходе к осёдлому образу жизни и т. д. – говоря, о развитии производящего хозяйства, а также о способности человека к творчеству, благодаря которому он создал и будет создавать что-то новое, чего в природе нет, - «вторую природу»: машины, города, заводы, электростанции, а также науку, искусство.
style.rotation К ЧЕМУ ПРИВОДИТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
style.rotation
БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ? К сожалению, мы не можем утверждать, что все люди всегда ведут себя ответственно. Даже вы не раз себя так вели. Давайте нарисуем портрет безответственного человека. Его можно узнать по поведению. Он эгоист и редко проявляет заботу о других, а к судьбе природы вообще равнодушен. Природа для него существует только для того, что бы взять у неё что-нибудь. Может он и не злой и не подлый, но он легкомысленный. Да и умом не богат.
style.rotation
БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ?Современные учёные-экологи считают, что человек, увлечённый бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал её царём и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д
style.rotation БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ?При этом из разнообразного сырья, которое добывается ежегодно в мире, на пользу человеку идёт лишь малая толика. Представьте себе, что мама испекла большой пирог с изюмом, а вы выковыряли из него только одну изюминку, а остальное выбросили. Ужас! А разве не ужас, что из всего добываемого сырья в конечный продукт перерабатывается только 1-2% первоначальной массы, остальные 98-99% идут в отходы. И так каждый год!
style.rotation БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ?А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, выдели ли вы когда-нибудь морскую корову? Не видели. И не увидите никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Длиной в 10 метров и весом в 4 тонны, характером оно отличалось безобидным и доверчивым. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же печальная судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен, сотен других животных и птиц. Так появилась «чёрная книга» - в ней перечислены животные, которых никогда мы больше не увидим, а ведь это тоже был бесценный дар природы!
style.rotation БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ?Конечно, человеку необходимо иметь сырьё. Но современная наука предупреждает: следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства (их ещё называют словом «ресурсы») делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.
style.rotation БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ?К исчерпаемым относят богатства недр нашей планеты – уголь, металлические руды, нефть, газ, а также почву, растительный и животный мир. К неисчерпаемым богатствам относят воду (особенно воду Мирового океана), климатические ресурсы (воздух и энергия ветра), космические ресурсы (солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов).
style.rotation ЧТО ПОДЛЕЖИТ ОХРАНЕ?Во – первых, земля, недра, почка. Во – вторых, поверхностные и подземные воды. В – третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В – четвертых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.
style.rotation

ГОСУДАРСТВО УСТАНОВИЛО СВОИ ПРАВИЛА…-правила охраны окружающей среды при производстве и проведении строительных, промышленных, с/х, научных работ. -правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;-правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
style.rotation

ГОСУДАРСТВО УСТАНОВИЛО СВОИ ПРАВИЛА…-ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;-правила охраны и использования недр;Правила охраны рыбных запасов. За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может даже лишить свободы на строк от двух с половиной до восьми лет.
style.rotation

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:1. Хозяйственная деятельность человека2. Рост народонаселения.3. Изменение состава атмосфер и климата.4. Загрязнение природных вод.5. Сведение лесов – одна из важнейших глобальных экологических проблем современности. 6. Истощение и загрязнение почвы.7. Сокращение природного разнообразия.
style.rotation



ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕК ПО ЗАЩИТЕ ПРИРОДЫ?Создавать общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, или вступать в них;Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;Оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;Обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды.Участвовать в природоохранительной деятельности.
style.rotation


РАБОТА ПО ВАРИАНТАМВАРИАНТ № 1 Когда деятельность людей начала приносить вред экологии в нашем регионе? ВАРИАНТ № 2 Дать характеристику особенностей природы и взаимосвязей с человеком в донецком крае. .
style.rotation ВЫВОДЫ:1) Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед нашей республикой, но и перед каждым его гражданином.2) Земля и другие ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов ДНР.3) Охраной природы занимается государство, которое издаёт законы, устанавливающие правила использования и сбережения природы, и называет тех, кто своими действиями наносит ей ущерб.
style.rotation

ВЫВОДЫ:4) В охране природы участвуют добровольные общественные организации и граждане которые заботятся о своей стране, о своем будущем. Охраняя природу, они охраняют Родину.5) Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. 6) Охрана природы окружающей среды требует объединения усилий всех стран.
style.rotation


style.rotation
ПРИРОДА- НАШ ОБЩИЙ ДОМ!
style.rotation