Родительское собрание в начальной школе. Воспитание трудолюбия в семье: психологические аспекты и значение.


Родительское собрание Воспитания трудолюбия в семье: психологические аспекты и значениеПедагог-психологКарпова С.А. Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.Гельвеций ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Мотив – подражание.Основная задача родителей: развить и углубить желание трудиться, воспитать привычку к труду. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Мониторинг в начальной школе Цель: определение личностных предпочтений и деятельностных ориентаций (анализ эмоционального отношения ребенка к школе)Приняло участие 141 учащихся, из них81% любят ходить в школу, испытывают позитивные эмоции по отношению к школе.Но 45% детей из этой категории не любят делать уроки, испытывают различные негативные чувства(злость, скуку, горе), когда при мысли что необходимо выполнять уроки.19% учащихся не любят ходить в школу и делать уроки. Почему 45% учащихся из 114 любят ходить в школу, но не любят делать уроки? Ответов может быть много:Сформировано неправильное отношение к деятельности, нет понимания важности и значимости труда. Нет навыков самообслуживанияОтсутствует опыт переживания радости от хорошо выполненного делаНе развиты чуткость и отзывчивость Что важно знать родителям в вопросе воспитания трудолюбия? 1. Поэтапное развитие, например: до года ребенок научился ходить, до 6 лет у него сформировался активный словарный запас, а формирование трудолюбия происходит до 8 лет.2. Обязанности в семье: постоянно и систематично 3. Гендерное равноправие(исключить различие мальчик-девочка) 4. Чрезмерная опека инфантилизирует ребенка. Самообслуживание учит:заботиться о себе, строить план, сравнивать результат работы, организовывать время, получать удовлетворение деятельности. Забота о других учит:ОтветственностиСопереживанию и чуткостиУмению общаться и проявлять свои чувстваУмению оценить свои дела и поступки Эти навыки способствуют развитию творчества и способностей, самоорганизованности, что ведет к гармоничному развитию личности ребенка. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СЕМЬИ приобщение к труду через самообслуживание;постепенный переход от самообслуживания к труду для других;постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;организация обучения выполнению трудовых операций;формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника. Памятка родителям Будьте последовательны в своих требованиях.Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.