Презентация на тему Технологии РКМЧП и ИКТ на уроках информатики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП И ИКТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.» . Автор: учитель информатики МБОУ СОШ №21 Устюгова Оксана Владимировна. Самара 2013 АКТУАЛЬНОСТЬ В современном образовании одной из приоритетных задач информатики рассматривается развитие познавательной деятельности учащихся, формирование целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся. Встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо развить у учащихся познавательный интерес.Познавательный интерес представляет собой ценное интегрированное свойство личности, включающее в себя следующие психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные. СОВРЕМЕННЫЕ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ Для стимулирования познавательной деятельности и познавательного интереса необходимо применять активные методы в обучении.Одними из таких новых методов является включение в традиционный урок приёмов педагогической технологии «Развитие критического мышления» и Информационно-коммуникационные технологии .Технология развития критического мышления способствует тому, что информация не просто воспринимается детьми, а систематизируется, анализируется и критически осмысливается. А Информационно-коммуникационные технологии дают возможность наглядно рассмотреть материал урока с помощью презентации, для самостоятельного изучения или закрепления материала воспользоваться электронным учебным пособием или тренажёром, измерить уровень усвоения знаний с помощью теста. «Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать…» ДЭВИД КЛУСТЕР ТРКМЧП – ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО. Технология РКМЧП разработана в конце ХХ века в США. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д. ИКТ- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Начиная с 2001 года, Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к Интернет, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет.Практически одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом. Была принята Национальная доктрина образования до 2025 года и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждены программы «Дети России на 2001-2002 годы», «Молодежь России (2001 – 2005 годы), программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 – 2005 гг.», и др. Значительный раздел по образованию, где речь идет о средствах ИКТ, включен в Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002 – 2010 гг.». ТРКМЧП Цели использования технологии РКМЧП:формировать новый стиль мышления;развивать базовые качества личности: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности;формировать культуру чтения, умение ориентироваться в источниках информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, стремление к самообразованию и самоорганизации;научить работать в команде, выполнять разные роли. ИКТ Цели использования ИКТ в образовании:повысить мотивацию обучения;повысить эффективность процесса обучения;способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;совершенствовать методики проведения уроков;своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности . ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКЕ Презентации и видеоуроки;Мультимедийные диски :электронные энциклопедии;электронные учебные курсы-тренажеры;творческие среды;контролирующие системы. НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ТРКМЧП 1 Инсерт2 Закладка3 Таблица «ЗУХ»4 Ключевые слова5 Кластер6 Синквейн8 Мозговой штурм Покажи мне, и я запомнюСкажи мне, и я забудуДай мне действовать самому, и я научусь. Работа в парах. Обсуждение в группе. Работа группы с консультантом. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РКМЧП И ИКТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ. Просмотр видео-материалов Работа с электронными тренажорами «Работа с текстом» (инсерт). «v» – уже знал «+» - новое «-» – думал иначе «?» – есть вопросы На слайде предлагается следующие задание:«Прочитайте текс. Поставьте один из предложенных знаков в конце каждого предложения.» ПРИЕМ «КЛАСТЕР» Тема урока: «Устройства компьютера» в 5 классе.
Устройствакомьютера Ввод обработка вывод хранение Процессор Внешн. Клав-ра монитор Внутр. сканер колонки ПЗУ, ОЗУ Ж.диск, флеш. микрофон принтер Таблица: «Знаю – Узнал –Хочу узнать – (ЗУХ)» ЗНАЮ УЗНАЛ ХОЧУ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ Человек воспринимает информацию органами чувств. Виды информации:Зрительная, звуковая, обонятельная, тактильная, осязательная. Что такое иллюзия? 5 класс. Тема «Информация-компьютер- информатика » ЗАКЛЮЧЕНИЕИЗ ИЗЛОЖЕННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП И ИКТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ПРИВОДИТ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, А ТАКЖЕ : способствует развивает лучшему запоминанию изученного материала;формированию мотивации к учению в целом и к информатике в частности;-активизируют деятельность учащихся на уроке;-развитию познавательной деятельность; формированию информационно-коммуникационной компетентности; -способность формулировать мысли;-помогает лучше понять причины явлений;-заставляет задуматься о необходимости качественного результата;- развивает мыслительную деятельность учащихся. ЛИТЕРАТУРА Парванян Р.Г. «Проблема развития познавательного интереса у школьников на уроках информатики». - Студент и наука. Городская научно-практическая конференция 21-22 апреля 2011 года. Магнитогорск. МаГУ.Заир-Бек С.И., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.Парванян Р.Г. «Метод проектов как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках информатики». - Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике: материалы молодежной всероссийской научно - практическая конференция 17-18 марта 2011г. Шадринск. ШГПИ.Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. 1968