Презентация «Жизнь и творчество Константина Бальмонта»


Жизнь и творчество Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) Выполнила Зайцева Лидия Ивановна, ГБОУ СОШ с.АлексеевкаСамарской области Старшие символисты Поэт Константин Дмитриевич Бальмонт относится к представителям старшего поколения русского символизма. БрюсовМережковскийГиппиусСологуб Семья Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Детство его прошло в бревенчатой усадебке его отца - небогатого дворянина. В памяти поэта он оставался тихим и добрым человеком, страстно любившим природу и охоту. Мать поэта происходила из семьи генерала. Деятельная, образованная, она была известна в Шуе тем, что лечила крестьян, участвовала в любительских спектаклях и концертах, печаталась в местной газете. Образование С осени 1886 года Бальмонт - студент юридического факультета Московского университета. Но университета он не закончил: на следующий год, осенью, в университете началось бурное движение, студенты протестовали против введения реакционного университетского устава, и Бальмонт, как лицо замешанное в беспорядках, был арестован, посажен на несколько суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. Бальмонт нервно устал и не мог больше заниматься в университете. Первые стихи 1890 году в Ярославле выходит первая книга стихов Бальмонта. Книжка была подражательной, она вызвала лишь насмешки товарищей. Как когда-то юный Некрасов, Бальмонт скупал и уничтожал ее тираж. Он оказался теперь в трудном положении, на жизненном распутье. Женитьба на истеричной и взбалмошной дочери шуйского фабриканта, в которую Бальмонт влюбился, рассорила его с матерью и лишила каких-либо денежных средств из родительского дома. Брак не оправдал себя ни с какой стороны. Жена мучила его своею ревностью, приучала к вину. Он уже не знал, что ждет его в будущем. В марте 1890 года душевно истерзанный Бальмонт, прочитав толстовскую "Крейцерову сонату", решается на самоубийство. Из окна одного из московских домов, где сдавались номера и где он тогда жил, Бальмонт выбросился с третьего этажа на мощенный булыжником двор. Он не разбился насмерть, но год пролежал прикованный к постели. Переломы вызвали легкое прихрамывание, которое осталось навсегда. «Под северным небом» Нужда не отступала от Бальмонта, но он стойко ее переносил. Он рассказывал, что месяцами "не знал, что такое быть сытым, и подходил к булочным, чтобы через стекло полюбоваться на калачи и хлеб".Он стал переводить научные и художественные книги, впервые поместил свои стихотворения в прессе, выступал с публичными лекциями. В 1884 году выходит сборник стихотворений Бальмонта "Под северным небом", с которого и начинается летопись его поэтического творчества. Лунный светКогда Луна сверкнет во мгле ночнойСвоим серпом, блистательным и нежным,Моя душа стремится в мир иной,Пленяясь всем далеким, всем безбрежным. К лесам, к горам, к вершинам белоснежным Я мчусь в мечтах, как будто дух больной, Я бодрствую над миром безмятежным, И сладко плачу, и дышу — ЛунойВпиваю это бледное сиянье,Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,Я слушаю, как говорит молчанье. Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей, Я — облачко, я — ветерка дыханье. Дружба с Брюсовым Валерий Брюсов очень дорожил дружбой с Бальмонтом. "Вечера и ночи, проведенные мною с Бальмонтом,-- писал Брюсов в 1912 году,-- когда мы без конца читали друг другу свои стихи и читали друг другу стихи своих любимых поэтов: он мне - Шелли и Эдгара По, я ему - Верлена, Тютчева,- эти вечера и ночи, когда мы говорили с ним de omni re scibili {Обо всем, что только можно знать (лат.).},- останутся навсегда в числе самых значительных событий моей жизни. Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним". «Будем как Солнце» В ранних стихах Бальмонта господствуют настроения печали, безнадежности и уныния. На рубеже двадцатого столетия тон поэзии Бальмонта резко изменяется. Стихи исполнены исступленной радости, света. Один из сборников так и называется – «Будем как Солнце» Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о Солнце В предсмертный час! Импрессионизм Бальмонт поклонялся мигу, мгновению, полагая, что мгновение всегда единственно, неповторимо, что мгновение открывает истину, дает возможность увидеть далекую даль. Сам поэт как бы вписан в это мгновение: оно пройдет, и в следующий миг он ощущает себя уже другим и по-другому. В стихах он говорил: Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. Музыкальность Читателей поразила музыкальность его стихов. В них была звонкость, певучесть, щедрая звукопись. Бальмонт как бы заново показывал читателю красоту и самоценность слова, очаровывал читателяплавными повторами, в которых лилась мелодия: Я мечтою ловил уходящие тени. Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Мастер аллитерации Бальмонт – мастер аллитерации «Камыши»Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. Слава Слава Бальмонта была шумной. Ему даже Чехов присылал письма, признаваясь, что он каждую новую книжку поэта читает с удовольствием и волнением. "О Бальмонте писали сотни исследований, его книги ежегодно переиздавались, на его лекции нельзя было достать билета,-- рассказывает И. Эренбург.-- Стоило поэту показаться в театре или на улице, как его окружали неистовые поклонницы". Бальмонт появлялся на эстраде бледный, зеленоглазый, гордо закинув свою голову с рыжими волосами, локонами, спадавшими на плечи, с цветком орхидеи в петлице фрака. Я буду ждать тебя мучительно, Я буду ждать тебя всегда, Ты манишь сладко-исключительно, Ты обещаешь навсегда,-- бросал Бальмонт в аудиторию, и она была заворожена и вместе с тем чуть шокирована такими строфами. Порой Бальмонт эпатировал публику, возбуждая шумные толки и как бы служа примером для футуристов. Известны курьезные случаи, когда Бальмонт ложился в Париже посреди мостовой, чтобы его переехал фиакр, или когда лунной ночью, в пальто и шляпе, с тростью в руках, входил, завороженный луной, по горло в пруд. При всем своем показном высокомерии, тщеславии, фантастической влюбчивости, он отличался удивительной детскостью, был общителен и по-настоящему добр. Марина Цветаева свидетельствует, что Бальмонт мог отдать нуждающемуся свою "последнюю трубку, последнюю корку, последнее полено". Эмиграция В марте 1920 г. он вместе с женой (Е. К. Цветковской) и дочерью Миррой навсегда покинул Россию. В эмиграции он жил в Париже. Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной. Смерть Больной, вконец лишившийся психического равновесия, часто без единого франка в кармане, Константин Бальмонт доживал свои дни то в доме призрения для русских, то в дешевой меблированной квартирке в Нуази-ле-Гран. В часы просветления, когда болезнь отступала, Бальмонт с ощущением счастья открывал том "Войны и мира" или перечитывал свои старые книги -- писать он уже давно не мог. В 1942 году он умер. «Лебедь» «Я люблю тебя» «Песня без слов» «Я - изысканность русской медлительной речи…»