Презентация на педсовет по теме Учет половозрастных особенностей учащихся в образовательном процессе
Колесникова Е.В.МКОУ СОШ с.Мичуринское Актуальность: В процессе обучения педагогам необходимо учитывать не только уровень подготовленности детей, специфику их восприятия, но и пол. Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует. В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками: в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации; организации внимания; в формах активации эмоций; в мотивации деятельности и оценки достижений; в поведении. Различия на физическом уровне Девочки:- меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; - быстрее развивают точность и координацию движений; - визуальное восприятие информации происходит по горизонтали Мальчики:- большая масса тела и физическая сила; - менее развита точность и координация движений; - доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали Различия на психологическом уровне Девочки: -более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма; -имеют преимущественно долговременную память; -развито наглядно-образное мышление;-адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы; -легче переносят эмоциональный стресс; -субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания. Мальчики: -более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов; -имеют преимущественно кратковременную память; -обладают абстрактным мышлением; -легкая адаптация к окружающей среде; - с трудом переносят стресс; -объективная самооценка. Различия в умственной деятельности Девочки :-быстрее схватывают новый материал; -легче усваивают алгоритмы и правила; -любят задания на повторение; -чаще используют ближнее зрение; -воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; -лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; -новую информацию анализируют с помощью левого полушария. Мальчики:-труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; -им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; -лучше выполняют задания на сообразительность; -не терпят однообразия; - лучше выполняют задания при ярком свете. Различия на когнитивном уровне Девочки:- доминирует количественный подход к изучению учебного материала; - стройность и четкость анализа; - склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; - скорость внимания ниже, чем у мальчиков; - пристрастие к монологу и повествованию. Мальчики:- доминирует качественный подход к изучению учебного материала; - синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе; - высокая скорость концентрации внимания; - склонность к диалоговой и дискуссионной деятельности. Различия в игровой деятельности Девочки:-объединяются для игр на основе интереса друг к другу; -сюжеты их игр сосредоточены вокруг семейно-бытовой тематики, их игры стабильны и однообразны; -ролевое взаимодействие в игре у девочек более длительное, они меняются ролями, договариваются; -их игрушки — атрибуты взрослого мира, они охотно осваивают социальные роли. Мальчики:-любят игры, требующие проявления силы, воли, отражающие профессиональные мужские роли, соревновательные игры;- их игры чаще опираются на дальнее зрение: бегают, бросают предметы в цель; -осваивают они и вертикальное пространство: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Различия на поведенческом уровне Девочки:- скрытны, послушнее, приветливее; - раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие; - высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; - слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи. Мальчики:- более оптимистичны, открыты; - показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; - низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; - более четкое визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать. Поощрение: Учителю важно не столько учить детей, сколько создавать условия, в которых ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал это с удовольствием. Мальчиков нужно просто подбодрить ;Им важно, что конкретно оценивается в их деятельности;Для мальчиков эмоционально значимой является оценка: «Молодец!» «Правильно сделал!» Девочке — несколько раз повторить;Девочкам — кто и как их хвалит;А для девочек: «Умница!» «Мне очень нравится, как ты сделала!» Приемы и методы работы на уроках для мальчиков На уроках мальчикам должен предлагаться высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательным должно быть разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке должна строиться в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала должно проводиться после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками оказываются целесообразными дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение » положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Кроме того, должны использоваться групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов в дискуссиях, может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной. Приемы и методы работы на уроках для девочек Для девочек должен быть предложен размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала нужно дозировать, использовать и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике оказываются высокопродуктивными методами. Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала необходима как для девочек, так для мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. Обязательным на уроках для девочек должно быть использование большого количества наглядного материала, продуктивным – обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также эффективными, но акцент должен быть сделан на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы. Заключение : Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя учить и воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. Литература: 1)Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2007. — 431 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).2)Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.3)Тамара Юрищева, Светлана Чубарова, Галина Козловская, Валентина Еремеева «Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей»;4)Л. В. Штылева «Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании»5)Арутюнян М. Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96". М., 1997.6) Попова Л. В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе. 1996. № 4.