Интерактивные методы обучения в школе


РУПЧЕВА Валентина Владимировна Учитель младших классов Специалист высшей категорииШкола №40 Интерактивные методы и их использование в школе МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ от англ. "interact" - находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп Трудности интерактивных технологий учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чём знания любого отдельного ученика;учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников. Конфуций V-VI вдо н.э.в «То что я слышу, я забываю. То что я вижу, я помню! То, что я делаю, я понимаю» Кредо интерактивного обучения «То что я вижу, слышу и обсуждаю - я начинаю понимать. Когда и слышу, вижу, обсуждаю и делаю - я приобретаю знания и навыки. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером». планирование работы учителя дать задание для предварительной подготовки,продумать, выполнить самостоятельно подготовительные задания,подобрать упражнения, которые послужат «ключом» для усвоения темы,давать детям время подумать над заданиями,добиться, чтобы задание воспринималось серьёзно, а не играючись,на одном занятии использовать 1-2 интерактивных заданий, а не целый калейдоскоп,спокойно и глубоко подвести итог интерактивного задания. При подготовке необходимо глубоко изучить материал, предположить различные ситуации во время работы в группах, продумать критерии оценивания, для установления дисциплины распределить роли (возможно письменно), составить правила работы. полезные приемы Всегда благодарите их за высказанные мнения.Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения. Классификация приемов Сходства/различияРанжированиеПоиск соответствийРейтинг Классификация Обобщение Верно/неверно Правильно или требует изменений Преимущества и недостаткиВыявление последствий"Как вы думаете? "Исследование и отчетРолевая играМозговой штурмДебаты Прием РАНЖИРОВАНИЕзадание ЧТО ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ Бутылка водыКомпасЗонтикКарта ВеревкаРучкаКнигаХлебочки Прием ПОИСК СООТВЕТСТВИЙзадание ПОИСК СООТВЕТСТВИЙ Животное Детеныш 1. Собака А) Ягненок 2. Овца Б) Теленок 3. Лошадь В) Щенок 4. Корова Г) Жеребенок Прием ПОИСК СООТВЕТСТВИЙзадание ПОИСК СООТВЕТСТВИЙ Животное Детеныш 1. Собака А) Поросенок 2. Кошка Б) Теленок 3. Курица В) Щенок 4. Корова Г) Котенок 5. Свинья Д) Цыпленок Прием РЕЙТИНГзадание СКАЗКИ ПУШКИНА № Утверждения мое мнение 1 Сказки Пушкина легко читаются, легко заучиваются.Их любят и взрослые и дети. 2 Сказки наполнены разными чудесами 3 В них всегда счастливый конец 4 Я тоже могу писать сказки 5 Я могу переводить сказки Пушкина на казахский язык. 6 Сказки Пушкина пересказу не подлежат 7 Я люблю читать сказки Пушкина Прием ВЕРНО/НЕВЕРНОзадание ВЕРНО/НЕВЕРНО № Утверждения Верно/Неверно 1 А.С. Пушкин - великий русский писатель. 2 Первые сказки А.С. Пушкину читала ею няня Арина Родионовна 3 Сказка - это вымышленный рассказ 4 "Сказка о рыбаке и рыбке" это народная сказка 5 Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер Прием ПРАВИЛЬНО ИЛИ ТРЕБУЕТ ИСПРАВЛЕНИЙзадание ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК У велосипеда две ноги.Коровы дают траву и кушают молоко.В нашей деревне есть библиотека, но нет милицейского участка. Прием КЛАССИФИКАЦИЯзадание КАТЕГОРИИ СтолицеЗеленаяГладитьЗемляДружные КаменьПетьТеплоеИгратьвеселый Упражнения для работы в группах «Трям» Утро – завтракДень - ?Вечер - ?2. Земля - ?Небо – ср. родКосмос - ? 3. Корова – 6 (кол-во букв)Овца - ?Волк - ?4. Лисица – 2, 4Кошка - ?Молоко – 2,4,6 (буквы повтор) Упражнения для работы в группах ГДЕ БОЛЬШЕ СЛОВ? К К О О О О Д С С П А Ы П Р Е ЕМ Н Е А Упражнения для работы в группах ПРОЧИТАЙ СЛОВО (перемена) Ассоциативный куст (логическое дерево, гирлянда ассоциаций) Цветиксемицветик 7 дней недели 7 чудес света Белоснежка и 7 гномов 7 нот Волк и 7 козлят 7 цветов радуги 7 Ассоциативный куст (логическое дерево, гирлянда ассоциаций) Источники народной мудрости Мирилки,личилки сказки поговорки пословицы загадки песни Ассоциированный куст Части речи существительное прилагательное глагол местоимение число род средний женский мужской множественное единственное Ассоциативный куст (логическое дерево, гирлянда ассоциаций) Условия жизни растений почва воздух свет тепло вода На практике за 45 минутможно применить 5-6 различных методов. Квалифицированный специалист знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей