Литература 8 класс 1 урок Русская литература и история


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯУрок 11Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Домашнее задание.ВСЕМ, кто не выберет индивидуальные или групповые задания:Завершить заполнение таблиц. Подготовить пересказ статьи учебника «Русская литература и история» по опорным словам, выполнив задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Письменно ответить на вопрос «Что такое историзм литературы?», приведя свои примеры (не более 5—10 предложений).Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об обрядовых песнях. Составить толковый словарик историко-культурных реалий (Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов).Групповые задания. Прочитать статью «О талантливом читателе» из практикума «Читаем, думаем, спорим...» и выполнить устно задания практикума.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.2 Основное содержание урока. Интерес русских писателей к историче­скому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. Основные виды деятельности. Осознанное чтение статьи учебника «Русская литература и история», эмоциональный отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов.Планируемые результата:Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению, готовности и способности к самообразованию на основе уважи­тельного отношения к труду, в том числе к труду писателя и читателя. Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения тестов; развитие навыков смыслового чтения.Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для дальней­шего развития; понимание литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.3 Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народаВыразительное чтение фрагментов из произведений художественной литературы на историческую тему: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (глава VII, со слов «В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости...» до слов «Государь здесь!»); Н. В. Гоголь. «Ревизор» (действие третье, явление VI со слов Хлестакова «Я не люблю церемонии: напротив, я даже стараюсь проскользнуть незаметно» до слов «Я ведь тоже балы даю»); А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (глава «Бой в болоте» с начала главы до слов «Русский труженик-солдат»); В.Скотт. «Айвенго» (глава I с начала главы до слов «...в приближающихся государственных потрясениях»).Вступительная беседа: Из каких произведений взяты данные фрагменты? Кто автор этих произведений? Какие имена и названия в данных отрывках являются реальными, невыдуманными (существовали или существуют на самом деле)? Предположите, какое время описано в каждом отрывке. Как вы догадались? Обоснуйте свою позицию. Какая общая тема может объединить такие непохожие произведения? (Историческая тема.)— Подумайте, почему именно эти отрывки прозвучали в начале урока. Отрывки взяты из произведений на историческую тему, которые будут изучаться в 8 классе, потому что ведущей проблемой курса станет взаимосвязь литературы и истории.Чтение статьи учебника «Русская литература и история» с начала до слов «...всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…».Учитель литературы: Муллаянова А. Р.4
Составление плана и тезисов первой части статьи учебника (тезисы сформулированы устно и должны быть записаны в таблицу дома):Учитель литературы: Муллаянова А. Р.5ВопросПункт планаТезисПочему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?Человек и историяДокажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическимиЕдинство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводахВ чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?Причины интереса русских писателей к отечественной истории

Историзм творчества классиков русской литературыЧтение статьи учебника «Русская литература и история» со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.Составление плана и тезисов второй части статьи учебника:Учитель литературы: Муллаянова А. Р.6ВопросПункт планаТезисКаким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?Вклад русских писателей в развитие исторической науки в РоссииЧто такое историзм русской классической литературы?Историзм русской классической литературыПочему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?Интерес русских писателей к проблемам всемирной историиДокажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской историиСвязь творчества русских писателей с историческим процессом

Обобщающая беседа:Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».Практическая работа. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом (на основе ранее изученного).Заполните таблицу, вписав в неё авторов, названия и имена героев литературных произведений:Учитель литературы: Муллаянова А. Р.7 Заполнение таблицы должно быть завершено дома.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.8ИсторическаяличностьЛитературное произведениеАвторпроизведенияГлавныегероиИсторическийфонКороль шотландскийГраф КлейнмихельДонской казак ПлатовКарл XIIЦарь Иван ГрозныйКнягиня Трубецкая Итоговые вопросы:Какие произведения на историческую тему прочитаны вами в 5—7 классах? О каких событиях и героях русской и мировой истории вы узнали?Учитель литературы: Муллаянова А. Р.9 Выявление уровня литературного развития учащихся.1. Выполнение тестовых заданий.Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них:Вариант 1Вариант 2Учитель литературы: Муллаянова А. Р.10{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}АвторыНазвания : произведенийИсторическиесобытия1. И. А. Крылов1. «Русские женщины»1. Троянская война2. Н. А. Некрасов2. «Рассказ танкиста»2. Отечественная война 1812 г.3. JI. Н. Толстой3. «Волк на псарне»3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.4. А. Т. Твардовский4. «Илиада»4. Война с горцами в XIX в.5. Гомер5. «Кавказский пленник»5. Ссылка декабристов в Сибирь{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}АвторыНазвания : произведенийИсторическиесобытия1. Д. С. Самойлов1. «Тарас Бульба»1. Северная война 1700— 1721 гг.2. А. С. Пушкин2. «Сороковые»2. Отечественная война 1812 г.3. Н. В. Гоголь3. «Василий Шибанов»3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.4. М. Ю. Лермонтов4. «Полтава»4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского5. А. К. Толстой5. «Бородино»5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в. Вариант 1Ответы на тест: 1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.Вариант 2Ответы на тест: 1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.11 2. Письменный ответ на проблемный вопрос (объём работы 5—10 предложений):Вариант 1Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?Вариант 2В чём непреходящее культурное значение литературных произведений на историческую тему?Учитель литературы: Муллаянова А. Р.12 3. Письменное комментирование следующих афоризмов:Вариант 1«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький).Вариант 2«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А С. Пушкин).Учитель литературы: Муллаянова А. Р.13