Виды и роль нестандартных уроков в процессе обучения английскому языку.
Доклад на августовском совещанииТема: Виды и роль нестандартных уроков в процессе обучения английскому языку. Подготовила: учитель английского языка СШ № 1 Алиферкина Е. Б. Введение Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и вносит свой вклад в решение поставленных перед школой задач. В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции прежде всего на уроке, поэтому внимание учёных, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности, а следовательно, и повышение качества обучения. Всему этому способствует включение в учебный процесс нестандартных форм урока, которые способствуют повышению уровня мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников. Тема использования нестандартных форм урока звучит особенно актуально в современных условиях. Отмечается снижение познавательного интереса учеников к процессу обучения, а изучение иностранного языка как обязательного учебного предмета общеобразовательной школы вызывает особые сложности. Именно проведение нестандартных уроков позволяет более легко, незаметно для школьника, преодолевать языковые преграды. Цели и задачи: Сущность нестандартных уроков Основные характеристики нестандартных уроков иностранного языка в современных условиях:Комплексность в решении практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей.Коммуникативная направленность процесса обучения.Наличие мотивации изучения иностранного языка.Выбор оптимальных для данного класса приёмов и методов обучения.Использование таких нетрадиционных форм деятельности учащихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении иностранным языком. Создание благоприятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнёрства между учителем и учащимися и учениками друг с другом.Наличие и использование различных средств обучения, в том числе и технических. Психолого-мотивационный аспект нетрадиционных уроков Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет субъективное восприятие школьниками значимости приобретаемых знаний. Часто учащиеся своё отрицательное отношение к изучению английского языка объясняют тем, что не видят в нём практической ценности.. Спад интереса к изучению иностранного языка объясняется и тем, что в учебном процессе почти не используется такой фактор, как практическое использование полученных знаний. Дети на начальном этапе обучения не могут осознать необходимость знания иностранного языка. Задача учителя заключается в том, чтобы не только рассказать, какое значение имеет знание английского для любого образованного человека, но и стимулировать желание изучать язык… Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения и получения информации. Именно проведение уроков нестандартной формы помогает решить проблему мотивации. Формы и виды нестандартных уроков Нестандартные уроки также различаются между собой по форме и по видам: Форма Разновидность нестандартного урока 1. Соревнование конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина 2. Основанные на видах общественной деятельности исследование, изображение, анализ, первенство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия 3. Основанные на нетрадиционной подаче учебного материала урок мудрости, откровение, дублёр начинает действовать 4. Основанные на публичных формах общения пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, «живая» газета 5. Основанные на ориентации на фантазию сказка, сюрприз 6.Основанные на имитации общественно- культурных мероприятий экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная 7. Основанные на имитации деятельности учреждений и организаций суд, следствие, цирк, трибунал, учёный совет, патентное бюро 8. Основанные на переносе в урок форм внеклассной работы КВН, клуб знатоков, посиделки, концерт, «следствие ведут знатоки» 9. Основанные на трансформации традиционных способов организации уроков лекция – парадокс, экскурсия – опрос, защита оценки, семинар, консультация Описание некоторых видов нестандартных уроков Это наиболее близкая для детей форма организации занятия. На таких уроках обычно обсуждаются наиболее значимые для детей вопросы и проблемы, связанные с их школьной жизнью, с жизнью класса. На таком уроке учителю не придётся проводить дополнительную работу по мотивации школьников к изучению данной темы, так как они с огромным интересом будут обсуждать то, что их волнует. Проводить уроки в виде заседания школьного совета уместно при завершении изучения тем «Школа», «Проблемы молодёжи» на среднем и старшем этапах обучения. Заседание школьного совета Заседание учёного совета При данном виде организации урока формируется и развивается умение вести диалог с использованием специфической научной лексики. Такие уроки обычно проводятся на старшем этапе обучения иностранному языку. Ученикам предлагается смоделировать заседание совета учёных, предметом обсуждения которых является проблема научного характера: феномен Снежного человека; НЛО; тайна Бермудского треугольника; зарождение жизни на земле. Роли распределяются заранее. Класс можно разделить на группы: современные учёные, учёные «старой школы», писатели и публицисты, занимающиеся данной проблемой и т.д. Учитель должен оказывать большую помощь ученикам в подготовке к таким мероприятиям. При проведении игры учитель может быть как непосредственным участником заседания, так и сторонним наблюдателем за ходом игры. Литературная прогулка. Литературная гостиная. Это мероприятия, посвящённые творчеству какого-либо английского или американского писателя, обычно приуроченные к его юбилею. Учителя обычно готовят с несколькими ведущими краткое вступительное слово, доступное для понимания слушающих. Далее выступают докладчики с сообщениями о жизни и творчестве писателя. С целью разрядки предлагается разбить сообщения об авторе на несколько логически законченных частей и чередовать их с пьесами и другими номерами: художественного слова, пения, игр, танцев и т.д. Даже если они не на тему мероприятия, они нисколько не нарушат его целостности и идейной направленности. Круглый стол Данная форма урока довольно часто используется в современной школе. Такие уроки представляют из себя беседу по теме или проблеме, которая интересна детям. Такие уроки целесообразно проводить на итоговых занятиях по теме. Учитель заранее составляет сценарий урока, выделяет те вопросы, которые необходимо осветить в беседе по теме или проблеме. Это темы: «Семья. Совместный отдых», «Традиции семейного празднования различных событий», «Летние каникулы», «Планы на лето», «Спорт», «Друзья», «Занятия и увлечения», «Наш город», «Путешествия». Неотъемлемым преимуществом данного вида урока является отказ от строгой академичности: дети видят друг друга, замечают реакцию одноклассников на свои высказывания, звучит спонтанная речь, учащиеся, желающие высказаться, могут не поднимать руку, в случае затруднения или ошибки ученик не будет наказан плохой оценкой. Уроки этого типа позволяют учителю получить картину того, насколько хорошо развиты речевые умения школьников, в каком направлении следует вести дальнейшую работу. Ученикам же они позволяют увидеть в английском языке реальное средство общения и получить удовольствие от самого факта общения, а также от своего успеха. Типология проектов, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка в школе 1. по доминирующей в проекте деятельности:ИсследовательскийЭтот тип проекта является очень трудным, так как предполагает аргументацию актуальности темы, формулировку проблемы исследования, предмета и объекта исследования, задач, выбор методов исследования, выдвижение гипотезы. Обсуждение. Выработка единой системы. В качестве примера исследовательского проекта можно привести: по теме Mass Media предлагается поработать с программой британского TV, проанализировать телепередачи и представить исследование, которое должно включать в себя следующие пункты: список спортивных программ, показанных за неделю по TV; список каналов, транслирующих спортивные программы; вывод о наличии специализированного спортивного канала.ТворческийДанный тип проекта характеризуется специфическим оформлением результата: коллективное сочинение, драматизация, создание постера, молодёжного журнала, создание видеофильма, мюзикла. Творческие проекты наиболее часто встречаются в школе. Их можно внедрять с самой ранней ступени обучения иностранному языку и, постепенно усложняя, использовать вплоть до завершения школьного курса английского языка. Творческий проект уместно использовать при изучении практически всех тем: «Семья», «Школа», «Каникулы», «Праздники», «Мой город», «Моя будущая профессия» и т.д. 2. по предметно – содержательной области:Монопроект – создаётся по одной теме.Межпредметный – привлекаются знания из различных областей: 3. по характеру координации проекта: Скрытая координация – координатор руководит проектом изнутри, сам принимает участие. Такие координаторы являются лидерами групп.Открытая координация – учитель является руководителем проекта.4. по характеру контактов: Внутри группы учеников.Внутри класса.Внутри школы.5. по продолжительности проектов:Долгосрочные – практически не используются в школе.Краткосрочные - чаще всего используются в школе.Средней продолжительности На наш взгляд, данные предложения практического характера актуальны и поэтому могут быть использованы в работе учителя иностранного языка. Их актуальность вижу в том, что:Предложенные варианты проведения уроков и внеклассных мероприятий способны вызвать интерес у детей и способны решить задачи обучения английскому языку.В них наблюдается тесное взаимодействие процесса обучения с жизнью школьника (отмечают современные праздники, обсуждают проблемы современной молодёжи). Обучение рассматривается как способ познания окружающего, а не как обязательный предмет школьной программы.Участие в таких уроках позволяет учащимся пробовать свои силы, узнавать насколько они способны принять правильное решение в различных сложных ситуациях.Данные разработки учитывают психологические особенности возраста.Такие формы уроков позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, почувствовать свой успех.Проведение Н.У. позволяет учителю перейти на личностно- ориентированную модель общения. Учитель выступает в роли речевого партнёра, интересного собеседника. Оценка на таких уроках выставляется не за конкретные ответы, а за активность ребёнка, за его знания и умения, продемонстрированные в процессе всего занятия. Это поддерживает желание ребёнка заниматься на протяжении всего урока. Заключение В результате решения поставленных задач было выявлено, что иностранный язык как учебный предмет обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Однако в современной школе учителю иностранного языка достаточно сложно реализовать этот потенциал, не прибегая к использованию нестандартных форм урока. Ведь именно они способны повысить мотивацию учащихся, что положительно сказывается на эффективности урока, а следовательно, и на качестве обучения. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является разработка и включение в учебный процесс нетрадиционных уроков английского языка. Использование нестандартных форм урока при чётком, продуманном подборе содержания и методики может дать высокие результаты обучения английскому языку. Благодарю за внимание!