ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» «Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки


ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» «Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"Учитель музыки и пения: Е.Бельченко Цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами в развитии, расширение возможностей его социальной адаптации обучение игре на музыкальных инструментах индивидуальное общение с педагогом концертная деятельность Всё это дополняет, расширяет и углубляет коррекционную работу с умственно-отсталыми детьми в интеллектуальной и психо - эмоциональной сферах, а также помогает преодолению зажимов общей и мелкой моторики. Задачи психологической коррекции:  У замкнутых, аутичных детей формируются навыки общения;  Боязливые делаются более уверенными, смягчается проявление страхов;  Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих. игровой метод: способствует устранению негативных состояний и развивает творческую активностьсловесный метод: пояснение, уточнение, указание, разъяснение, рассказ, беседа, небольшие подсказки в виде вопросов. Словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, картин)  являются коррекционно-направленными приемами, подготавливающими детей к процессу восприятия музыки. Д.Б.Кабалевский «Клоуны»  Цель: развитие восприятия музыки; умение определять настроение в музыке; развитие воображения; развивать умение передавать настроение  музыки через краски. С помощью упражнений вырабатываются и коррегируются:  звукообразование (певческая установка, дыхание, атака звука);  артикуляция (подвижность артикуляционного аппарата – губ, языка, нижней челюсти);  дикция (ясное и четкое произношение согласных);  развивается звуко-высотный слух (чистота интонирования мелодии); мелодический слух (особенность запоминания мелодии). Упражнения игрового плана с образно-ассоциативным представлением. Например: Путешествие на самолете.Цель: развитие подвижности голоса, ощущение регистров, активность дыхания. Содержание: предлагается совершить путешествие на самолете. Звук мотора – «У». Рука с воображаемым самолетом то поднимается вверх, то опускается, голос тоже. Поем  вопросы и ответы. Динамические оттенки — это музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно. f - форте-громко mf - меццо — форте — умеренно (не очень) громко р — пиано — тихо Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил, Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон, вот такой.Будто затеял с мышами он бой. f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши р взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут mf воскликнул кот: «Брысь!» И в рассыпную они понеслись. А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:Мыши р вышли из норки, f хрустя, съели хлебные корки, Потом f смеясь над котом, Они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, f чихнул, К стене повернулся, и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, До вечера над ним потешались. Вот и вся сказка. ЗагадкиСам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок) Вывод:систематическая, целенаправленная работа по музыкальному воспитанию умственно - отсталых детей разными видами и формами музыкальной деятельности способна осуществлять коррекцию их интеллектуального развития.