Презентация по информатике и ИКТ на тему: Язык программирования Паскаль. Решение задач на компьютере. Этапы решения задач. (9 класс)


Тема урока:Язык программирования Паскаль.Решение задач на компьютере.Этапы решения задач.

Цели урока: знакомство с языком программирования паскаль; Знакомство с основными понятиями и средствами языка; рассмотрение структуры программы на языке паскаль, а также этапов решения задач. Язык программирования PascalЯзык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.
Николаус Вирт Но думать, что Паскаль - язык исключительно для обучения, было бы неверно. Вот что говорил об этом Н. Вирт (1984 г.):«Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач»



Язык программирования PascalС тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.

Почему язык назван PASCAL?Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину. Она представляла собой систему взаимодействующих зубчатых колёсиков, каждое из которых соответствовало одному разряду десятичного числа и содержало цифры от 0 до 9. Когда колёсико совершало полный оборот, следующее сдвигалось на одну цифру. Машина Паскаля была суммирующей машиной.

Основные сведения о языках программированияЯзык – система знаков.Язык ЭВМ (машинный язык) – двоичная знаковая система. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.

Интерпретаторы и компиляторы Существует два различных подхода к трансляции – интерпретация и компиляция:Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой. Компилятор переводит программу целиком, а затем выполняет её.

Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.
Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0В состав интегрированной среды входят:Текстовый редакторКомпиляторОтладчикСправочная системаСреда выполнения программы
Основные средства языкаСимволы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов.Алфавит языка - набор таких символов.Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает:все латинские прописные и строчные буквыарабские цифры (0 – 9)символы + - * / = < > , . ; : ‘ _ ( ) { } и др.служебные (зарезервированные) слова



Основные средства языкаДля записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).Служебные слова делятся на три группы:операторы (READ, WRITELN и др.)имена функций (SIN, COS и др.)ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)


Оператор присваивания.  Один из наиболее часто используемых операторов оператор присваивания. Общий вид оператора присваивания:имя переменной := выражение; этапы решения задач на компьютереОбщая постановка задачи.Математическая модель.Алгоритм (блок-схема).Программа (Turbo Pascal 7.0).Отладка программы.Получение результатов.Анализ результатов.
ЗадачаНайти сумму двух данных чисел. 1. Общая постановка задачи Составить программу, которая в ответ на введенные с клавиатуры два числа, выдавала бы их сумму. 2. Математическая модель.(Это формула или формулы, описывающие процесс или явление)Дано: а, b – данные числа.Результат:с – сумма чисел а и b.Связь:с=а + bТест: Ввод:а = 5b = 7Вывод:с = 12
3. Алгоритм (блок-схема). 4. Программа на языке Программирования ПаскальProgram primer1; var a,b,c: real; begin write(‘a=’); readln(a); write(‘b=’); readln(b); c:=a+b; write(‘c=’,c); end. 5. Отладка программыНабрать текст программы.Запустить программу на выполнение (Ctrl + F9).В ячейки памяти a и b ввести числа, соответственно 5 и 7 (См. тест).Если на экран выводится с = 12, то программа составлена правильно и можно запускать программу много раз для получения результатов для других исходных данных. (Посмотреть результат – Alt + F5) 6. Получение результатов7. Анализ полученных результатовДелаются выводы Операторы языка программированияПаскаль Служебные слова Оператор присваиванияИмя переменной := арифметическое выражение.х:= 3.24 или х:= х+4.Тип переменнойЕсли переменная слева вещественного типа, то арифметическое выражение может быть как целого, так и вещественного типа.Если переменная слева целого типа, то арифметическое выражение только целочисленное.
Структура программы в Паскале1 часть – описание данных и операторов.2 часть – программный блок.Общий вид программы:Program (имя программы) label (список меток) const (список постоянных значений) type (описания сложных типов данных) var (описания данных программы)begin (начало программного блока) (алгоритм)end. (конец программы)

Имя программы: не более 8 знаков, начинается с буквы.end c точкой.Описательная часть состоит из 4 разделов: меток, констант, имён и типов переменных. var имя и тип переменной: integer (целый), real (вещественный). Например: var i, j: integer; x: real;Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.Программный блок содержит операторы, описывающие алгоритм решения задачи.

Операторы ввода и вывода:read (список имён) – останавливает работу программы и ждёт, пока пользователь наберёт на клавиатуре числа (через пробел) и нажмёт ENTER. Например: read (i, j); После работы этого оператора курсор располагается за последним числом но не переводится на новую строку. Для перевода курсора на новую строку после ввода данных надо использовать оператор readln(список имён).write (список вывода) – выводит данные на экран. Список вывода - перечисленные через запятую имена результатов вычисления и пояснительные тексты в апострофах. Например: write(‘х=‘, х); На экране напечатается число с фиксированной точкой. Например: write(‘х=‘, х:6:2); на экране будет выдано число из 6 знаков из них два после запятой, (х = -23.57 ).Перевод курсора на новую строку осуществляется оператором пустого вывода writeln. Оператор пустого ввода readln
началоввод а, ва+в, a*b, a-bвывод а+в, a*b, a-bконецЗадача: для двух вещественных чисел найдите сумму, произведение и разность Program E1;var a,b: real;begin write (‘введите два числа через пробел, затем нажмите <ENTER>’); readln (a,b); write (‘a + b = ‘ , a + b , ‘ a * b = ‘ , a * b , ‘a - b = ‘ , a – b); readlnend. Работа в системе Турбо ПаскальAlt + F10 – менюFile – New – создать новый файлEnter – следует поставить в конце каждой строкиСtrl + Y – удалить строкуEnter – вставить строкуДля выполнения программы надо в меню выбрать RunТранслятор – переводит программу с языка Паскаль на машинный язык и ищет синтаксические ошибки.Если ошибки найдены, то произойдёт возврат в редактор, курсор укажет на ошибку.Если ошибки не найдены, программа выполняется Для выхода из программы выберите файл – exitили нажмите Alt+xДля сохранения программы наберите путь и наберите имя файла Program E2;var a,b,x,y,z: real;begin write (‘введите два числа через пробел, затем нажмите <ENTER>’); readln (a,b); x := a + b y := a * b z := a - b write (‘a + b = ‘ , x , ‘ a * b = ‘ , y , ‘a - b = ‘ , z); readlnend.