Формы и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности


ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Л.Н.Толстой : Уровни педагогического творчества: «воспроизведение» - применение уже готовых шаблонов и методики обучения;«усовершенствование» - модернизация и адаптация известного опыта к конкретным условиям, создание авторских элементов методики;«инновация» - умение создавать авторскую программу обучения, методику преподавания. способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки Творческие способности - самостоятельность (полная или частичная);поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;- создание в процессе движения к цели нового продукта. Критерии творчества в познавательной деятельности ученика: сочинение стихотворение проект исследование решение проблемной ситуации отработка или усвоение навыка творческая работа обеспЕчение благоприятной атмосферы,доброжелательность со стороны учителя, поощрение высказывания оригинальных идей,обеспечение возможностей для практики,использование личного примера творческого подхода к решению проблем,предоставление детям возможностиактивно задавать вопросы. Способы стимулирования творческих способностей 1) Игра.2) Творческие работы.3) Использование ИКТ.4) Метод проектов.5) Исследовательская деятельность.6) Элементы проблемного обучения. Методы и приемы : Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, перевод знаний в опыт. -пробуждение интереса к урокам русского языка,выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приемов и форм работы,-развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. 1. Игра дидактические игры: «Диктор»«Редактор»«Переводчик»«Перевертыши» «Вратарь» «Корреспондент» «Взрыв интеллекта»«Сто тысяч почему» «Доверяй, но проверяй» «Спасатели» «Сам себе режиссер» «Принцип раненого» Ситуационные игры : - забавные рисунки к правилу,- весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания,- лингвистические сказки,ассоциации,- игра в  эпитеты и сравнения Интерактивные методы и приёмы 2. Творческие работы Творческое чтениеМаркировка текста Рукописный справочникИзложения СочиненияРедактирование сочинений и изложений Прием  написания  письма  Сочинения-миниатюрыИзложение с элементами сочинения. Творческие диктантыРабота с текстомСоздание сочинений в газетных жанрах Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. - формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие); - могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание); развивают монологическую и диалогическую речь. 3. Исследовательская деятельность: Комплексный анализ текстаСравнительный анализ двух текстовИсследовательские работы Результативность:Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формулировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста. 4. Применение ИКТ: 1. Создание презентаций на заданную тему.2. Работа с презентациями на уроке.3. Поиск и отбор материала в Интернете.4. Создание текстовых файлов.5. Просмотр фильмов и роликов. Проектная деятельность и элементы проблемного обученияВ результате работы школьник овладевает следующими навыками: Самостоятельной работы с источниками информацииСамостоятельного принятия решенийКоммуникативностиМыслительной деятельности при проектированииАнализа и рефлексииВоспитание толерантности