Презентация к семинару Содержание, методы и условия осуществления культурных практик как сквозных видов деятельности нового стандарта
Содержание, методы и условия осуществления культурных практик как сквозных видов деятельности нового стандарта Подготовила:старший воспитатель первой квалификационной категории Горбачёва Наталья Александровна апрель, 2015 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 «Родничок» «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства» Александр Асмолов Обучение в современном смысле слова — это организация культурных практик, которые позволяют ребенку приобретать универсальные культурные умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. Культурные практики — «это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни». Наталья Борисовна КрыловаВ качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В дошкольном возрасте ребенок живет одновременно в двух сферах – игры и действительности. При этом сфера игры для ребенка более реальна, чем сфера действительности. Жан Пиаже Проблемы, связанные с неполноценным качеством организации игровой деятельности: перегруженность программ организованными занятиями; неумение и нежелание воспитателей учиться играть; непонимание важности игровой деятельности родителями; недостаточно разработанный механизм «измерения» игры; неконтролируемость игровой деятельности управляющими органами. (по мнению Е.О. Смирновой) Культурные практики — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» Песталоцци «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций Образовательные ориентиры:сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства,содействие и сотрудничество детей и взрослых; рассмотрение ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;необходимость способов и направлений поддержки детской инициативы.Требования, предъявляемые к педагогу: уважение…к человеческому достоинству воспитанников,поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности, поддержка инициативы … детей, возможность выбора детьми … видов активности, проявление чуткости к интересам и возможностям детей. Педагог должен обеспечить:широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое … пространство, вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий. «Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия,отличающиеся мобильностью…способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание». Концепция модернизации Российского образования Как перейти от традиционных методов воздействия к методам взаимодействия? Как создать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение?