Презентация на тему Астана — столица Казахстана


Физико-географическая характеристика Площадь территории города — 722 км². Город стоит на степной равнине. Рельеф территории города представляет собой низкие надпойменные террасы. Астана расположена на двух берегах реки Ишим. Город разделяют на две части — правый берег и левый берег. Гидрографическая сеть города представлена, помимо единственной реки Ишим, также и её незначительными правыми притоками, проходящими по землям города — Сарыбулак и Акбулак. В радиусе 25-30 км вокруг Астаны имеются многочисленные пресные и солёные озера. Климат города резко-континентальный. В связи с не очень благоприятным для человека расположением посреди склонной к засушливости и сильным ветрам степи, осуществляется масштабный проект по размещению вокруг города зелёной «стены» - полосы с деревьями и другими крупными зелёными насаждениями.Климат АстаныПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.ГодАбсолютный максимум, °C3,44,822,129,735,740,141,638,736,226,718,54,541,6Средний максимум, °C−9,9−9,2−2,510,920,225,826,825,218,810,0−1,4−88,9Средняя температура, °C−14,2−14,1−7,15,213,919,520,818,812,34,6−5,4−12,13,5Средний минимум, °C−18,3−18,5−11,50,27,913,215,012,86,60,2−8,9−16,1−1,5Абсолютный минимум, °C−51,6−48,9−38−27,7−10,8−1,52,3−2,2−8,2−25,3−39,2−43,5−51,6Норма осадков, мм161518213537502922272822320 Набережная Ишима Климат Резко континентальный. Лето жаркое и сухое, зима морозная и долгая. Среднегодовая температура 3,1 °C. Осадков выпадает 300 мм в год. При среднелетней температуре около 20 °C и среднезимней температуре около −15 °C нередки случаи, когда летом жара может превысить 40 °C, а зимой возможны морозы до −50 °C в связи с тем, что города зимой могут достичь сибирские морозы, летом — жаркие воздушные массы Средней Азии.Астана летом Астана зимой Население Численность населения города на 1 мая 2014 года составила 828 759. По итогам 2009 года сальдо миграции города Астаны составило 31 908 человек — самый высокий показатель в республике. Основу миграционных потоков в город составляют приезжие из других регионов Казахстана. На 1000 чел. — 704 чел. составляют приезжие, 296 — коренные. Из них в Акмолинской обл. родились 173, Южно-Казахстанской — 66, Карагандинской — 56, Костанайской — 56, в Алма-Ате — 32. Средний возраст вступления в супружеский союз — мужчины — 27,5 лет, женщины — 25,3 года. Рост населения за 10 лет, с 1999 года составил 86,7 %. За год на тысячу человек вступают в супружеский союз 11, разводятся 3. Из каждой тысячи жителей Астаны 395 человек проживают в районе Сарыарка, 115 — районе Есиль и 490 — районе Алматы. Город продолжает оставаться центром притяжения человеческого капитала, при этом лидируя по уровню денежных доходов населения. Национальный состав: казахи, русские, азербайджанцы, украинцы, татары, евреи, белорусы, грузины, молдаване, таджики, узбеки и т. д.1989199719981999200020012002200320042005[281 252↘275 100↗275 300↗326 900↗381 000↗446 200↗493 100↗501 998↗510 533↗529 335200620072008200920102011201220132014↗550 438↗574 448↗602 684↗605 254↗649 139↗697 129↗742 918↗778 083↗814 401Динамика численности населения Астаны Национальный состав История Место расположения города — стратегически выгодный пункт пересечения караванных путей, издревле привлекавший жителей степи. Археологи обнаруживают в черте города артефакты, датирующиеся эпохой бронзы, ранним железным веком и средневековьем. Так, в 2001, 2005 гг. были исследованы могильники эпохи бронзы и раннего железного века Куйгенжар. В 2007 г. частично исследуется царский курган на улице Сыганак (с 2011 года улица Ш.Калдаякова), расположенный в непосредственной близости от Дворца Независимости. Одним из главных исторических объектов, находящихся в черте города, является городище Бозок — памятник, функционировавший начиная с эпохи раннего Средневековья (VII—VIII вв.) до эпохи Казахского ханства (XV—XVI вв.). Непосредственно город был основан в 1830 году как казачий форпост, изначальный статус — приказ (Акмолинский). Основатель — полковник Фёдор Кузьмич Шубин-второй, участник Бородинского сражения. За выдающиеся успехи в развитии дружественных русско-казахских отношений Шубин был награждён орденом св. Анны II степени. В поисках защиты от разорительных набегов кокандцев, жители, старшины и султаны Алтаевской, Карпыковской и Кувандыкской волостей в 1829 году обратились к русским властям с просьбой о скорейшем открытии намеченного здесь внешнего округа и о поручении этого дела Федору Шубину, которого они знали как честного и великодушного начальника. Западно-Сибирский губернатор Вельяминов просьбу удовлетворил, сочтя нужным открыть «четвёртый округ под названием Акмолинского, который, получив твёрдое основание и имея положение впереди прочих округов, будет защитою почти всех верноподданных волостей». Позже небольшая крепость разрослась в город. В XIX веке Акмолинск стал важным геополитическим центром региона, фактически являясь центром всего округаАкмолинск В 1961 году Акмолинск переименован в Целиноград как центр всесоюзного освоения североказахстанской июжносибирской целины. В 1992 году город переименован по историческому названию в Акмолу. Слово «Акмола» в переводе с казахского языка означает «Белая Святыня» (или «Белая могила»). Это объясняется тем, что в 20 километрах от города находится одноимённое урочище, на вершине белого известнякового холма которого похоронен местный почитаемый Абылай ханом кипчак Нияз би.6 июля 1994 года было принято постановление Верховного Совета Казахстана о переносе столицы из Алматы в Акмолу. 10 декабря 1997 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял окончательное решение о переносе столицы. Однако международное представление Акмолы в качестве новой столицы состоялось уже 10 июня 1998 года.Целиноград Астана 6 мая 1998 года Указом Президента Казахстана, «учитывая ходатайства местных исполнительных и представительных органов, пожелания общественности города Акмолы и на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан», город Акмола был переименован в город Астана. Позднее день столицы Астаны был перенесён на 6 июля, так как именно в этот день Верховный Совет Казахстана принял постановление о переносе столицы страны. День столицы является государственным праздником. Несмотря на столичный статус, город ещё во многом уступает по инфраструктурным возможностям прежней столице Казахстана — Алма-Ате, которая, сохранив столичный менталитет, носит неофициальный статус «южной столицы». В 1999 году Астана по решению ЮНЕСКО получила звание «город мира». После обретения столичного статуса и организации особой экономической зоны «Астана — новый город» испытывающий беспрецедентный для СНГбурный рост город стал вторым по величине в стране, и в нём реализуется множество современных архитектурно-градостроительных проектов. Численность населения возросла с 270 тыс. человек в 1996 году до 700 тыс. в 2011 году, а территория города значительно расширена до площади более 700 км² за счёт сооружения нового административно-делового центра и других кварталов рядом. В Астане предусмотрено размещение ряда координирующих органов ЕвразЭС. В городе проходят и другие крупные мероприятия, в том числе спортивные. Так, например, в 2011 году Астана принимала 7-е зимние Азиатские игры. Кроме того, в 2017 году город примет международную специализированную выставку Expo 2017. Администрация президента Акимат Астана МИД Министерство обороны Экономика Основу экономики города составляют: торговля, транспорт и связь, строительство. По вкладу в валовой продукт торгового сектора экономики Казахстана Астана занимает второе место среди областей и городов республиканского значения после г. Алматы. Совокупный региональный продукт двух городов Алматы и Астаны составляет более половины всего объёма сферы торговли Казахстана. По объёму розничного товарооборота Астана также занимает второе место в стране. Астана лидирует в республике по темпам строительства. Одна пятая часть всей введённой в эксплуатацию жилой недвижимости в Казахстане в 2009 году приходилась на г. Астану. На протяжении более чем пяти лет город лидирует по объёму ввода в эксплуатацию жилых зданий  Промышленное производство города сконцентрировано преимущественно в выпуске строительных материалов, пищевых продуктов/напитков и машиностроении. Лидирующее положение в Казахстане Астана занимает по производству строительных металлических изделий, бетона, готового для использования, и строительных изделий из бетона. Также относительно высока доля города в производстве строительных металлических конструкций, радиаторов и котлов центрального отопления и подъёмно-транспортного оборудования. До 22 % валового регионального продукта города обеспечивают субъекты малого и среднего предпринимательства.  С целью привлечения инвесторов и развития новых конкурентоспособных производств, в городе функционирует Специальная экономическая зона «Астана — новый город». Преимуществами СЭЗ является наличие особого правового режима, предусматривающего налоговые и таможенные льготы. На территории СЭЗ реализовываются проекты различных направлений. В частности, развитие города ориентировано на создание конкурентоспособной экономики с высокой долей инновационной продукции в общем объёме производства, развитыми секторами обрабатывающей промышленности (производство строительных материалов, пищевая промышленность и пр.), малым предпринимательством, обеспечивающим значительную долю валового регионального продукта города, и развитой сферой туризма. Предприятиями обрабатывающей промышленности за 2009 год выпущено продукции в действующих ценах на 77 млрд. 25 млн тенге — это 81 % от общего объёма промышленной продукции. В структуре производства обрабатывающей промышленности наибольшую долю занимает: производство неметаллических продуктов, стройматериалов (30,3 %),производство пищевых продуктов, включая напитки (20,1 %), мясокомбинат, маслозавод, молочный комбинат, мельницы;производство металлических изделий (16,2 %), «Металлист», насосный, чугунолитейный; машиностроение (15,6 %), вагоноремонтный, насосный и другие предприятия; менее 1 % составляют доли объёмов текстильной и швейной промышленности, обработки древесины и производств изделий из дерева.  На 2014 год реализуются 50 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 173,8 млрд тенге, в том числе с участием зарубежных инвесторов - заводы по сборке локомотивов GE (США), пассажирских вагонов Talgo (Испания), электровозов Alston (Франция), по производству электронно-оптических приборов (Турция). Из 50 проектов запущено 21 производство, на 15 объектах ведутся строительные работы и 14 проектов находятся на стадии проектирования и оформления разрешительных документов. За годы функционирования СЭЗ «Астана - новый город» с 2002 по сентябрь 2014 года объем привлеченных инвестиций составил более двух триллионов тенге. Освоение составило более 1,4 триллиона тенге.  Объем освоенных инвестиций составил 75,1 млрд тенге. Объем выплаченных налогов в бюджет действующими предприятиями ИП составил более 27,6 млрд тенге. На предприятиях создано 2 116 рабочих мест.  Большое влияние на хозяйственное развитие города оказала железная дорога на Карталы, построенная в 1931—1936 годах. В Целинограде ранее действовал крупнейший в Казахстане завод сельскохозяйственных машин — ПО «Целинсельмаш», а также завод «Казахсельмаш» (бывший завод имени 50-летия СССР), специализировавшийся на производстве сельскохозяйственных машин для районов, подверженных ветровой эрозии. 14 сентября 2006 г. государственным комитетом по работе с несостоятельными должниками была завершена процедура банкротства АО «Целинсельмаш», предприятие ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц, имевшиеся долги по заработной плате погашены не были. Станки завода были проданы в Иран и частным предпринимателям. Организованный на 67 гектарах бывшего «Целинсельмаша» бизнес-инкубатор ОАО «Астанатехнопарк» предоставляет помещения свыше ста собственникам предприятий и 150 арендаторам, занимающихся производством металлоконструкций, оборудования, товаров народного потребления (посуды, швейных и бытовых изделий). Здесь же производят хлебобулочные и кондитерские изделия, мебель и столярную продукцию, ремонтируют автомобили. На этой же территории находится пять высших и пять средних учебных заведений, где учится около 5000 студентов. Указом Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. от 17 марта 2006 года № 67 утверждён стратегический план устойчивого развития города до 2030 года, определяющий основные направления деятельности по становлению и устойчивому развитию города как столицы государства. Разработку данного плана осуществил Центр устойчивого развития столицы. Бюджет Астаны в 2011 году составил 357,3 млрд тенге, в том числе 69,1 %— трансферты и кредиты из центра, 26,9 % — собственные доходы. Инвестиции в основной капитал Астаны в 2011 году на 1 жителя составил 818 тыс. тенге. Частных инвестиций в жилищное строительство — 89,1 млн тенге на тыс. жит. в 2011 году. На 1 тыс. чел. вкладов в банки — 429 млн тенге, 358,7 млн тенге банки выдали кредитов (2011). Валовый региональный продукт в 2011 году составил 2 298 345 млн тенге. Доля ВРП Астаны в республиканском — 8,4 %. ВРП (2011): 3,7 % — промышленность, 11,1 % — строительство, 26,9 % — торговля, 11,6 % — транспорт и складирование, 13,4 % — операции с жил. имуществом, 33,3 % — прочие услуги. Объём выполненных научно-технических работ составил 19,7 млн тенге на 1 тыс. чел.  Потребительская корзина в Астане составляет 17 858 тенге, из которых продовольственный набор — 10 715 тенге, другое — 7 143 тенге. Среднестатистический житель Астаны 92,1 % тратит на потребительские расходы. 3,9 % — помощь родственникам и алименты, 0,2 % — налоги, платежи и другие выплаты, 3,8 % — погашение кредита и др. Потребительские расходы составляют: 39,3 % — продовольственные товары, 25,3 % — другие товары, 27,5 % — платные услуги  Обеспеченность жильем: 22,5 м² на 1 чел., в 2011 году построено 20 квартир на 1 тыс. чел.  Среднемесячная номинальная заработная плата 1 работника составляла в среднем 110 838 в среднем по Астане, в р-не Алматы — 97 737, р-не Есиль — 165 516, р-не Сарыарка — 98 086. 688 из 1 тыс. чел. имеют доступ в интернет из дома. КазМунайГаз Жилой комплекс «Триумф» ЖК «Северное сияние» Транспорт Железнодорожный узел на стыке линий Петропавловск — Караганда — Балхаш и Барнаул — Павлодар — Астана —Карталы — Магнитогорск. В городе расположен центральный офис национальной железнодорожной компании «Казахстан Темир Жолы».Крупный узел шоссейных дорог: через город проходят автодороги М-36 Челябинск — Алма-Ата и А-343 Астана —Петропавловск. Городской транспорт представлен автобусами (55 маршрутов, ок. 550 единиц), маршрутными такси (21 маршрут, ок. 250 единиц). Общая протяжённость городской маршрутной сети (2004) — 1720 км, годовой пассажирооборот — 115 млн чел., стоимость проезда — 90 тенге (в маршрутном такси — 90), 11 автобусных предприятий. В городе также работает такси.Троллейбусное движение было открыто в 1983 г. (3 маршрута, однако, с 2006 г. был оставлен только 1 маршрут № 4; 51,7 км контактной сети, 40 единиц). В 2008 единственный троллейбусный парк специальной государственной комиссией был признан убыточным из-за долгов перед энергоснабжающей компанией и полностью закрыт. В прошлом (1940-е годы) в Целинограде недолгое время действовала в виде городского транспорта внутригородская неэлектрифицированная пассажирская ширококолейная железная дорога — «Горветка». В 2011 году должно было быть начато сооружение линии Астанинского скоростного трамвая. Запланировано, что первый этап строительства легкорельсовой трамвайной линии протяжённостью 16,4 километра, который включает девять станций, планировалось завершить к 1 декабря 2013 года. Однако по состоянию на август 2013 года строительство так и не началось. В ноябре 2013 года Нурсултан Назарбаев заявил об отказе от строительстваЛРТ из-за дороговизны. Взамен обещано запустить скоростные автобусы. В городе построен современный международный аэропорт, способный принимать все типы воздушных судов. Аэропорт находится на расстоянии 16 км от города. Прорабатываются проекты строительства нового железнодорожного вокзала (расположится на пересечении улиц Махтумкули и Мустафина), одновременно в промышленной части города, в районе ТЭЦ-3 возведут терминал для грузовых вагонов. А также строительство нового международного аэропорта, который будет построен на расстоянии 30-35 километров от Астаны. Сейчас рассматриваются два варианта: районный центр Шортанды по Кокшетауской трассе и посёлок Осакаровка по Карагандинской трассе. При этом действующий международный аэропорт продолжит работать, принимая внутренние рейсы, а новый, соответственно, будет осуществлять приём самолётов международных направлений. В перспективе их открытие состоится до 2020 года. В парке культуры и отдыха ранее действовала детская узкоколейная железная дорога им. Героя Советского Союза Яглинского М. В., открытая 9 июня 1946 года. В начале 2002 года Детская железная дорога была передана на баланс города и уже к апрелю 2002 года полностью уничтожена — сняты рельсы, выровнены следы от шпал, в здании вокзала открыто кафе, депо переоборудовано под общежитие приезжих строителей, часть вагонов использованы под бытовки, остальные порезаны в металлолом. С 2008 года в черте города организовано судоходство, Акиматом города в рамках реализации программы «Судоходный Есиль» было создано специализированное предприятие ГККП «Есиль-Астана». Первая навигация открыта в 2008 году. ЖД вокзал Астана Автомагистральный мост через Ишим к новому центру Культура В городе имеются Акмолинская областная филармония, музеи (Национальный музей Республики Казахстан, историко-краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей Сакена Сейфуллина), театры (Национальный театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой, Казахский музыкально-драматический театр имени Калибека Куанышбаева, Государственный академический русский драматический театр имени Максима Горького), библиотеки. К культурно-просветительским учреждениям города можно отнести также Конгресс-холл, Дворец молодёжи и Президентский Центр Культуры. Монумент Байтерек является главным символом города. 6 июля 2000 года по проекту Азата Боярлина в столице был построен фонтан «Древо Жизни». По четырём сторонам фонтана расположены фигуры животных — быка, лошади, верблюда и барана. Фигурку каждого животного венчает голова дракона-символа мудрости. Само сооружение исключительно символического характера, передающее вечный круговорот жизни. Открытие площади было приурочено к 60 — летию президента Казахстана. С 24 по 30 октября 2006 года в Астане прошли IV молодёжные Дельфийские игры государств-участников СНГ. Подготовку и проведение мероприятия осуществили совместно Национальный Дельфийский комитет Казахстана и Международный Дельфийский комитет. С 24 по 29 сентября 2012 года в г. Астане, Республика Казахстан, прошли Седьмые открытые молодёжные Дельфийские игры государств-участников Содружества Независимых Государств. В Играх приняли участие болеe 1000 деятелей искусств из 16 стран: Австрии, Азербайджана, Армении, Афганистана, Белоруссии, Болгарии, Грузии, Италии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Румынии, Таджикистана, Турции, Украины. Дворец торжеств Дворец спорта Городская символика Принято считать, что гербом города Акмолинска был герб Акмолинской области, утверждённый 5 июля 1878 года (поскольку, отдельно герб города не утверждался): В зелёном щите, серебряный памятник, с двумя остроконечными башнями и куполом в середине, сопровождаемый в главе щита, золотым полумесяцем. Щит украшен Древнею Царскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Александровскою лентою.Герб города АкмолинскаГерб города Целинограда Центральной фигурой герба Целинограда являются две руки держащие горсть зерна. Вверху герба надпись прямым шрифтом «Целиноград». В основу герба положен круглый восточный щит. В синем поле на фоне пурпурной крепостной стены белый крылатый сакский барс. Изображение барса выполнено в скифско-зверином стиле. На голове барса золотая корона в виде головного убора казахских ханов. Корона символизирует Верховную освящённость истории города отвагой и самоотверженностью последнего хана казахов Кенесары, мудростью и мужеством первого Президента Республики, принявшего судьбоносное решение о переносе в этот город столицы вновь возрождённого государства. Пурпурная крепостная стена напоминает об истории возникновения города как крепости, как военного форпоста. Белый цвет символизирует благородство и чистоту помыслов. Геральдический щит обрамлён полосой из золотых пшеничных колосьев, символизирующих международную известность и славу региона как всемирно известной житницы ценных и твёрдых сортов пшеницы и города как столицы хлебного края. Колосья обрамлены золотой каймой. Вверху щита шанырак, символ очага у казахов. В нижней части герба золотая полоса с буквенным изображением прямым шрифтом «Астана». Флаг Астаны с 1998 до 2008 года — синее полотнище с городским гербом.Символика Астаны с 1998 по 2008 годы Символика Астаны в настоящее время 5 июня 2008 года на 16-й внеочередной сессии городского маслихата были утверждены новые герб и флаг столицы Казахстана.Автором концепции и эскиза нового герба является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Нурсултан Назарбаев также был одним из авторов новой версии флага Астаны. Вверху герба изображён шанырак — символ очага у казахов. В нижней части птицы золотая полоса с буквенным изображением прямым шрифтом «Астана».В основу герба положен круг как выражение идеи совершенства и вечности. Центральным элементом стало объединение двух символов — Байтерека и шанырака. Художественное решение является образным выражением вектора развития современного Казахстана. В основании же Байтерека заложен орнамент «құс қанаттар» — птичьи крылья, восходящие к стилизованному изображению мифической птицы Самрук. Пространство герба разбито на два кольца. Внешнее представляет собой глубинный пласт истории Великой степи. Часто красный цвет выбирался кочевниками для воинского знамени, символизируя ратную доблесть. Также он ассоциируется с такими понятиями, как рождение, рост и развитие. В окаймлении используется орнамент «волчий глаз», раскрывающий тотемный культ тюркских племён, ведущих свой генезис от Великой волчицы. Внутреннее кольцо содержит новейшие символы независимости Казахстана и величия Астаны. Цвет небесной лазури является цветом государственного флага. Зелёная окантовка используется как декоративный элемент и несёт идею весеннего благоденствия и неувядающей юности. Данное художественное решение является образным выражением вектора развития современного Казахстана, которое совмещает в себе как знак города, так и символ страны. Полотнище флага голубого цвета, в центре новый герб Астаны, от него расходятся жёлтые лучи. Достопримечательности города Байтерек — монумент, главная достопримечательность и символ Астаны.Казах Ели — монумент.Водно-Зелёный бульвар — рекреационная пешеходная зона с Аллеей поющих фонтанов.«Ак-Орда» — резиденция Президента Республики Казахстан.Дворец Независимости — здание, предназначенное для проведения дипломатических и других мероприятий международного уровня; в здании также действует масштабный макет-план Астаны с существующими и будущими объектами.Дворец мира и согласия — Конгресс-холл, предназначенный для проведения саммитов и съездов представителей традиционных казахстанских и мировых религий.«Шабыт» — Дворец искусств.«Жастар» — Дворец творчества школьников и молодёжи.«Хан Шатыр» — торговый центр.  Байтерек Монумент Қазақ елі Водно-зелёный бульвар Ак Орда резиденция президента Дворец независимости Дворец мира и согласия Дворец искусств Шабыт Жастар Хан Шатыр Астана — самая северная столица Азии. Астана — одна из самых холодных столиц планеты, она теплее Улан-Батора, но холоднее Оттавы.Названия только двух столиц мира переводятся как «столица» — Астана и Сеул. В мире всего две столицы государств лежат в бассейне Северного Ледовитого океана — Улан-Батор (лежит в бассейне реки Енисея) и Астана (река Ишим принадлежит к бассейну реки Иртыш, впадающему в Обь). Над генеральным планом города трудился известный японский архитектор Кисё Курокава, а над многими зданиями и сооружениями — знаменитый архитектор Норман Фостер. В 2012 году Астана была культурной столицей СНГ и тюркского мира.Река Ишим в Астане на самом деле является водохранилищем. Созданное с помощью плотины в конце города. В реальности русло реки Ишим до и после Астаны имеет ширину около 1-2 метров и глубину полметра. Вследствие искусственно созданного таким образом водохранилища, появились набережные, причалы и даже судоходное русло длинной 10 км. Но из минусов пришлось строить мосты(которые стали причиной автомобильных пробок), постоянно очищать русло и уничтожать комаров  Факты