Презентация для урока изо 6-7 класс по программе Ломова Композиция и сюжет в картине
Тематическая (сюжетная) картина Выполнила педагог изо гимназии №13 Гончарова Н.Е. Билибин И. Я. Иллюстрация к русской сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Билибин И. Я. Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" . Литература — неисчерпаемый источник вдохновения для художника профессионала, любителя или ученика художественной школы. Мир литературы, дает пищу для воображения, размышлений и что очень важно — переживаний, которых в реальной жизни мы можем и не испытать. Литература это прекрасный источник сюжетов для композиций, развивающий творческое воображение и композиционное мышление. Композиция Иван-царевич на Сером Волке - Виктор Михайлович Васнецов. 1889. Холст, масло. 249х187Композиция литературного и художественного произведения — их основа, стержень. Литературное и художественное произведение могут быть яркими, динамичными, как вспышка, где сюжет захватывает сразу и ярко обнажает суть происходящего или спокойным. Благовещение Художница выбрал отрывок из романа, в котором описывается праздник — Благовещение, помимо бытописания давно минувших дней, ее впечатлило описание до сих пор существующей у нас традиции, выпускать в этот день на волю птиц. Этот обычай как — своеобразная ниточка, протянутая сквозь века, связала личные, впечатления и жизненные наблюдения современной девочки, и воспоминания писателя. Композиция Предшествует выбору сюжета композиции не только эмоциональный толчок, но и воображение. Воображение питает опыт познания мира, окружающего ребенка, опыт общения с этим миром и результаты этого общения. Воображение — почва для возникновения творческих идей, и наоборот — идея может включить воображение. Эскиз (Леонардо да Винчи) Начинается все с работы над эскизом. Главная задача эскизных поисков — попытка создать целостную композицию, определить соотношения фигур и их место в формате. Определить основные цветовые массы. Микеланджело (подготовительный этап) 1.Идея (теоретический материал) 2.Работу с натуры (зарисовки, наброски) 3.Экскурсию (при необходимости) 4.Прослушивание музыкальных произведений, обращение к литературным источникам (при необходимости) 5.Выбор техники исполнения (что очень важно для достижения выразительности композиции) 6. Работа над эскизом, которая при необходимости должна включать в себя выполнение упражнений по овладению навыками и умениями работы с конкретным изобразительным материалом, техникой или освоение определенных правил и приемов композиции. 7. Выполнение рисунка в формате 8. Выполнение работы в формате в материале. 9. Оформление работы. Улыбка Моны Лизы (Леонардо да Винчи) Портрет в искусстве, пожалуй, самый сложный жанр. Не многие художники становятся портретистами. Но портретные изображения встречаются довольно часто, и в сюжетно – тематических картинах, в пейзаже, и даже натюрморте. Изображая человека, художник, рассказывает о нем, кто он и какой он веселый или грустный, беззаботный или погруженный в раздумья и использует для этого все разнообразие художественных материалов, технических приемов, и выразительных средства композиции. Девочка с персиками В.Серов Портретная композиция — это попытка передачи характера героя, его эмоционального состояния, в такой композиции плановость используется для раскрытия места действия (интерьер, пейзаж) и времени описанного автором литературного произведения, в композиции возрастает роль аксессуаров. Сбор материала Увидеть и передать в своей работе время» ей помогли детали интерьера, вещи, одежда и т. д. все то, что было характерно для того времени. Пришлось перелистать много альбомов, книг, пересмотреть кипу старых фотографий. Она сделала массу зарисовок, старых вещей и костюмов, и потом перенесла найденное, с натуралистической точностью, в свою композицию. Герои Окно с наличниками, стало, своеобразной рамой, которая объединила и еще больше выделила две полу — фигуры мальчика и старика. Из окна в «мир» смотрят два человека, пожилой умудренный жизненным опытом человек. Взгляд его полон спокойствия и умиротворения, и мальчик взгляд, которого беззаботен и мечтателен он смотрит вверх, следя за полетом отпущенных из клетки птичек, они не торопятся улетать им тепло возле стен дома освещенного солнцем Интерьер Поиски соотношения размеров окна и стен тоже были не случайны. Стены в композиции, как решили мы с Сашей при обсуждении, должны символизировать защиту людей живущих в нем. Крепкие и надежные, они должны быть изображены, но так, что бы не мешать композиционному и смысловому центру композиции – оставаться доминантой. Плановость Для своеобразного входа в композицию Саша, нарисовала на переднем плане кусты, с едва распустившимися зелеными листочками. Присутствие зеленого цвета сделало легче восприятие стены дома и обогатило общую цветовую палитру. За фигурами мальчика и старика, Саша изобразила интерьер, как будто бы заглянула в дом. В этом интерьере угадывается время, особенности быта и семейного уклада (интерьер результат работы Саши с старинными фотографиями. В углу светится огонек лампадки у иконы, свидетельство того что вера в бога лежала в основе уклада и традиций семьи, в которой жили герои композиции. Роль цвета .«Благовещение» Макарова Александра 13 лет Цвет дает композиции эмоциональную окрашенность, служит для выделения композиционного центра, помогает передать плановость. Похищение Европы - Валентин Александрович Серов. 1910. Картон, темпера. 71х98 Мощно прорезая густое море, уносит бык красавицу Европу. Резвятся дельфины, сопровождая героев. Небо сливается с морем. Волны, словно королевская горностаевая мантия, окутывают сильное тело быка. Спокойна, даже равнодушна Европа.