ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ Осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО
Доклад на тему«осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО»2016 г.ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАПРИ ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ В МАЛИ Подготовила учитель начальных классов Гюнтер Л.А.
Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, которые получаем на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также личностные и метапредметные. Освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, способности учиться всю жизнь.
Как измерить результаты? Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий, является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Этапы мониторинга
Примерные виды мониторинга{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}№Объекты мониторингаСрокиОтветственные(могут выполнять)Вид отчёта1Результаты диагностики уровня сформированности познавательных умений и навыков у будущих первоклассниковУчительТаблица2Уровень адаптации первоклассникаПервое полугодиеУчительТаблица3Мониторинг уровня сформированности читательских навыков1 раз в четвертьУчительДиаграмма4Мониторинг контрольных работ по русскому языку, математике1 раз в четвертьУчительАнализ, диаграмма5Мониторинг сформированности УУДСентябрьМайУчительТаблицы, анализ6Мониторинг уровня воспитанностиВторое полугодиеУчительТаблицы, анализ
При поступлении в школу рекомендуется… В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику;текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание. Можно использовать следующие инструментарии: - рабочая тетрадь «Школьный старт» Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой и др., издательский дом «Фёдоров»; - комплекты диагностических методик для определения уровня готовности первоклассников предлагаемые в пособии «Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания» под редакцией А.Б.Воронцова, издательство «Вита – Пресс», 2011 год; - пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова; - методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А., и др..
Сформированность личностных результатов Особенность контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что оценка осуществляется по заданиям, включённым как в контрольные работы по отдельным предметам, так и в комплексные работы на межпредметной основе, и в отдельную диагностику. Можно использовать следующий инструментарий:- типовые задания по оценке личностных результатов, представленные в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;- проверочные работы 3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;- методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося.
Сформированность предметных и метапредметных результатов Можно проводить с использованием следующего инструментария: - рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» Т.В.Меркуловой, А.Г.Теплицкой и др., издательский дом «Фёдоров»; - методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.; - пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;проверочные работы 1 класс, 2 класс, 3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по учебным предметам, представленным в учебном плане образовательного учреждения.
Наблюдения. Наблюдения – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы – листы достижений.
Текущее оценивание
«Лист индивидуальных достижений»{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Без ошибок1–2 ошибки3–5 ошибокБолее 5 ошибокДата– это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая успешность формируемых основных навыков и умений по предметам. Лист является для родителей наглядным документом, который можно использовать при проведении родительских собраний. Лист разрабатывают на различный период обучения: четверть, полугодие, по изученным темам, по разным видам учебной деятельности.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}№Фамилия, имя ученикаСпособ чтенияПравильностьОсознанностьТемп при норме словВыразительностьМониторинг навыков чтения в 1,2,3,4 классахМои контрольные диктанты
Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например:способность принимать ответственность;способность уважать других;умение сотрудничать;умение участвовать в выработке общего решения;способность разрешать конфликты;способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Метод наблюдений Данный метод удобен для оценки степени сформированности, таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией, как: умение формулировать вопрос, ставить проблему;умение вести наблюдение;умение спланировать работу;умение спланировать время;умение собрать данные;умение зафиксировать данные;умение упорядочить и организовать данные;умение представить результаты или подготовленный продукт. Результаты наблюдений: линейки достижений, краткие записи на основе наблюдений и иные формы, систематизируются и хранятся учителем в удобной для него системе. Целесообразнее в этих целях использовать ИКТ – средства и программное обеспечение.
Метод оценивания Метод оценивания, основанный на выборе ответа или кратком свободном ответе, обычно проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов. Довольно распространён и достаточно надёжен метод оценивания, который можно условно назвать как открытый ответ. Он представляет собой, как правило, письменный ответ, который даётся в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения.Пример: На диаграмме показан рост четырёх мальчиков. Кто из мальчиков самый высокий? Какой рост у Никиты?
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Устный счет1 задание2 задание3 задание4 задание45445ИТОГО: 4Дата 18 февраля Ф.И. Дрютов М. Для учащихся оценочный лист является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
Лист оценкиПредмет: Русский язык{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Критерии оцениванияПримеры заданийСамо-оценкаученикаОценкародителяОценкаучителя1Умение оформлять предложение на письмеПравописание первого слова в предложении.Знак препинания в конце предложения.2Умение составлять предложение по схемеСоставь предложение по схеме3Умение находить основу предложенияВыдели основу предложения:Птицы улетают на юг.4Умение находить словосочетания в предложении, определять главное слово, правильно ставить вопрос.Выпиши словосочетания из предложенияПтицы улетают на юг.5Умение определять род слов-предметов (предварительно ставя их в начальную форму, т.е. ед. ч .Кто? что?)Определи род слов предметов в данном предложении:Птицы улетают на юг.6Умение составлять (находить) формы словаЗапиши формы слова ПТИЦА7Умение выделять основу слова и окончаниеВыдели основу и окончание в слове ПтицыРезультат проверочной работы%балл
Линейка достижений: навыки исследования{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}В качестве источника информации использует только учебник.Пытается использовать различные источники информации.Отбирает нужную информации из большого количества.Описывает наблюдения с помощью учителя.Описывает наблюдения, использует знакомые способы.Описывает наблюдение, использует рисунки, таблицы, графики, дает пояснения.Дата
Портфолио Портфолио –метод интегральной оценки. Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Используется для оценивания индивидуального прогресса в обучении. Строгих правил, описывающих то, что должно представлять собой портфолио младшего школьника, не существует. Для создания портфолио лучше использовать папку, которая заполняется файлами. Задача портфолио – научить ребёнка обобщать свой опыт, подводить итоги знаний, уметь «презентовать» себя.
Категории портфолио
Примерный состав портфолио1. Результаты стартовой диагностики.2. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы.3. Результаты и материалы тематических работ. 4. Результаты и материалы итогового контроля.5. Детские работы: рисунки, аппликации, иллюстрации к сказкам, и т.п.6. Достижения во внеурочной деятельности: грамоты, сертификаты, дипломы.
Детские работы для портфолио
Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека, как умение учиться, которая и закладывается на начальном этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться. В структуре и содержании общего образования, выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться, умением работать с информацией и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль, как в начальной школе, так и в средних и старших классах. «Образование должно высветить лучшее, что заложено в человеке.» Дж. Пол Ф. Рихтер