Приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся


Приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся Абаева Т.К.14.10.13г Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает формирование у обучающихся метапредметных результатов, в частности становление внутренней мотивации ребёнка к учению, умений производить самооценку и самоконтроль, ставить цель и достигать её. Контроль и оценка результатов обучения Приёмы по формированию контрольно-оценочной деятельности младшего школьника оценочные шкалы- волшебная линеечкабалловая система самооценкиВедение листа контрольных достижений;Использование «значков отличия»Оформление «лестниц учебного роста»;Заполнение «листов отслеживания выученных произведений»Работа с перечнями материалов для самостоятельной работы (списки книг для дополнительного чтения);Заполнение рефлексивных таблиц освоения учебного материала.Ведение портфолио Волшебная линеечка количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на каждом уроке не только те, которые отражают знания детьми материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение; критерием, отражающим мотивационно-творческую направленность, творческий потенциал, способности к осуществлению инновационной деятельности, а также критерии, отражающие ценностный потенциал (инструментальный, коммуникативный) Существует 3 варианта самооценки письменных работ Оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля.Прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости. Г (грамотность) А (аккуратность) В (внимание) балловая система самооценки(при оценке письменных работ) не привязана к пятибалльной системе оценивания и всегда изменяется в зависимости от работы;разработка балловой системы происходит совместно учениками с учителем;используется принцип относительности (учитывается объем и сложность предлагаемого материала). вместо шкал можно ввести цветной индикатор– «Я не знаю, прошу помощи»; – «Сомневаюсь, не уверен»;– «Знаю, умею»- Хорошо знаю и могу помочь Основные умения № задания Прогностическая оценка Итоговая оценка Умею решать задачу по схеме 1 Умею составлять схему к задаче 1, 2 Умею составлять все возможные схемы по формуле « Очень хорошо работал»; – «Работал не в полную силу»; – « Я не доволен своей работой. Могу лучше». Лист индивидуальных достижений обучающегося – таблица, которая вкладывается в дневник и заполняется учеником в течение недели Или Вариант Записывая домашнее задание в дневник, школьник в конце урока оценивает свою работу на уроке с помощью специальных условных обозначений. Это даёт возможность научить ребёнка самооценке и анализу своей деятельности. Знак «Отличия» «Знак отличия выдаётся ученику за освоение того или иного правила, умения. Например, знак «Знаток правила большой буквы» вручается школьнику за понимание и безошибочное письмо заглавных букв. Значок вклеивается в дневник, и отметка об этом вкладывается в портфолио обучающегося – папку «Мои достижения» Оформление «лестниц роста»-индивидуальные таблицы прохождения учебного материала «Лестница техники чтения»«Лестница освоения правил правописания»«Лестница роста математических знаний». «Лестница освоения правил правописания» 2 класс «Лестница роста математических знаний» 2 класс Листы отслеживания выученных наизусть произведений Заполнение «листов отслеживания выученных наизусть произведений» - своеобразный индивидуальный план обучения, «индивидуальное табло» учёта достижений ребёнка. Такие списки имеют большое значение, в них обозначены все произведения для заучивания в течение учебного года, что даёт возможность формировать у ребёнка умение распределять своё время, воспитывать у него ответственность перед родителями, одноклассниками и учителем. Составление списка книг для дополнительного чтения Действительным способом повышения учебной активности обучающихся является ознакомление детей и их родителей со списками дополнительного учебного материала. Списки книг для дополнительного чтения, вывешенные на стенде в классе, помогают родителям младших школьников подобрать произведения для домашнего чтения, облегчают их работу по поиску дополнительных книг и отслеживанию круга чтения ребёнка. « Книги, которые я читаю» Рефлексивные таблицы освоения обучающимися учебного материала По каждой изучаемой теме ученик заполняет рефлексивную таблицу: проставляет в графах «+», если задание или действие выполнено, если он считает, что изучил данную тему; «-» - если ребёнок считает, что тема не изучена, что он не выполнил необходимых действий, не справился с заданием освоение учебного материала По каждой теме ребёнку предоставляется право заполнить три строки, что даёт возможность ученику, который не усвоил тему, определение или правило с первого раза, имеют возможность его повторить, выполнить дополнительные упражнения. Рефлексия1.Анкетирование 1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется  активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно  2.«Условные знаки» (на полях тетради, в блокнотах, оценочных картах) «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный«| » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный«0» — не ответил. Значки можно выбирать произвольно. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. 3. «Утверждение»  Выбери верное утверждение: Я сам не смог справиться с затруднением;  У меня не было затруднений; Я только слушал предложения других;  Я выдвигал идеи….  4. «Рефлексивный экран»  Сегодня я узнала… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… Я почувствовала, что … Я приобрела… —Я научилась… Я смогу… Меня удивило… Я попробую… — — Мне захотелось… Мне сегодня удалось… Для меня было открытием, что … На мой взгляд удалось… Я бы учла на будущее… На уроке было важным… Завтра я хочу на уроке… Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?.. Что учесть на будущее?..  Выводы:1. Происходит реальное развитие оценочных умений2. Снижается уровень общей и учебной тревожности3. Осуществляется дифференциация  не только по процессу, но и по результату обучения4. Оценивание позволяет увидеть достижения ученика в  сравнении с самим собой Литература: - Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. – 145 с.Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. БРО, Томск, 1993. - №7.Контроль и оценка как предмет психолого-педагогического исследования. Психологические критерии качества знаний школьников. Под. ред. И.Я. Якиманской. – М., 1990. – с. 5 – 20.Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 1999. – 121 с.Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru», 2001Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004гСоколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996