Презентация к уроку русского языка по теме Описание внешности человека
Русский язык 6 класс Урок развития речи по теме «Описание внешности человека» Эпиграф к уроку «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П. Чехов Виды работы над описанием внешности человека (портрет) По памяти (мой брат, моя бабушка, моя первая учительница, какими они были несколько лет назад).На основе жизненного опыта: (моя мама, мои друзья, какие они).На основе прочитанного (Маруся и Соня из повести «Дети подземелья»).По специально организованным наблюдениям: в том числе по картине (мой товарищ во время приготовления уроков). Какой тип речи, используется при работе над портретом? Используется описание. Виды описаний по стилю речи Деловое описание. Это объявление по радио, телевидению, радио «Потерялся мальчик трех лет …»Научное (этнографические описания людей, статьи в сборниках, научных журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь»).Художественное в литературных произведениях. Представителей восточно-беломорского типа мужчин характеризуют светлые волосы, рыжие волосы не отмечены, очень светлые глаза, некрупная голова округлой формы, средние размеры лица и носа, средний рост бороды, легкая скулатость. Глаза немного зауженные, с небольшой складкой верхнего века. Нос небольшой, иногда приподнятый кончик носа, редко выступающий подбородок. Определить стиль речи? Обобщение полученной информации Что вы узнали об описании внешности человека?Какое вид описания мы должны изучить на этом уроке? Деловое? Научное? Художественное?Что является основным в таком описании? Требования к художественному описанию Найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать словами.Это описание может быть связано с манерами, походкой описываемого, с его занятиями и профессией, с особенностями его характера.Через описание внешности человека можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему. Языковые средства Глаза – серые, карие, черные, голубые, серовато-голубые, лучистые, маленькие, большие, узкие, хитрые, со смешинкой, приветливые, раскосые, задумчивые, серьезные … .Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий … .Волосы – каштановые, светлые, русые, седые, с проседью, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, точащие, как палки … . Форма лица – продолговатое, овальное, круглое, вытянутое; черты лица: мелкие, крупные, красивые, выразительные, невыразительные, резкие, мягкие, маловыразительные, … . Языковые средства Брови – густые, тонкие, нависшие, белесоватые, черные …Рост – стройный, высокий, изящного сложения, небольшого роста, низкий …Походка – собранная, легкая, быстрая, смешная, вразвалочку, странная, подпрыгивающая … .Взгляд – нежный, суровый, холодный, заинтересованный ….Улыбка – добрая, насмешливая, злая, смущенная, веселая … Требования сочинению Необходимо найти замысел, основную мысль, которая сделает сочинение цельным.Сочинение должно быть последовательным. Нельзя повторять одну и ту же мысль по несколько раз.Описание нельзя подменять повествованием (рассказом, как ты познакомился с тем, о ком пишешь, что он любит, где живет, учится и т.д.Помните, что внешность человека, его одежда, манеры характеризуют его, помогают раскрыть его внутренний мир.Художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке; в сочинении важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного человека, составляет его индивидуальность, неповторимость, главное в нем. Определите вид описания по стилю речи и виду работы над описанием. Озаглавьте текст описания. Определите, как выражено отношение автора к описываемому человеку. Передо мной сидит пожилая женщина в строгом сером платье с кружевным воротничком. У неё седые волосы и очень добрые глаза. Когда она хмурится, на лбу образуется морщинка, но стоит Ольге Сергеевне улыбнуться – и лицо её светлеет. Это моя первая учительница.Дети были очень милыми. Настя Была похожа на золотую курочку на высоких ножках. Волосы у неё отливали золотом, и даже веснушки были похожи на золотые монетки. Митраша на 2 года был моложе сестры, он был очень коротенький, но очень плотный, лобастый. Учителя его в шутку называли мужичок в мешочке. Я думаю, что это прозвище возникло потому, что мальчик ходил в отцовском пиджаке, а тот ему, естественно, был велик. Этот пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем… ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице.И через мгновение навстречу мне сверху вниз по лестнице неслась темная фигура в шубе и помятом цилиндре… Поравнявшись со мной, Погостов остановился и судорожно схватил меня за руку. Он был бледен, тяжело дышал, дрожал. Глаза его беспорядочно блуждали, грудь вздымалась… Образец сочинения-описания внешности человека У меня есть подруга. Её зовут Наташа. Небольшого роста, худенькая, с бледным личиком, она внешне неприметна. Но стоит моей подруге только улыбнуться, как он мгновенно преображается. В зеленых глазах, опушенных густыми ресницами, вспыхивают искорки, щеки слегка розовеют, и на них появляются симпатичные ямочки. Жаль только, что улыбку на лице Наташи я вижу редко. Она очень серьезная девочка. Это видно даже по её одежде: в школе – скромное темное платье с белым воротничком, дома – халатик или спортивная форма. Самостоятельная работа Создание портрета своего друга или подруги. (5 мин.) В сочинении учесть требования, предъявляемые к сочинениям-описаниям внешности человека. Рефлексия Сегодня я узнал(а), что ….Было интересно … .Я понял, как надо …. Домашнее задание Найти в учебниках описание внешности человека (первобытного общества) и выписать. Дополнить словарь языковых средств, используемых в описании портрета человека. Спасибо за работу!