Презентация к уроку русского языка Деловое и художественное описание


Урок русского языка в 4 классе(развитие речи)23.01.2014 Цель урока: развитие умения различать типы текстов. Задачи урока:Повторить типы текстов и их особенности.Выявить отличительные особенности некоторых разновидностей типов текста.Учиться самостоятельно составлять тексты. Типы текстов
Определение типов предложенных текстов (работа в группах) Текст № 1.МойВеселый,ЗвонкийМяч,Ты кудаПомчалсяВскачь? Жёлтый,Красный,Голубой,Hе угнатьсяЗа тобой! ЯТебяЛадоньюХлопал.ТыСкакалИ звонкоТопал. ТыПятнадцатьРазПодрядПрыгалВ уголИ назад. А потомТы покатилсяИ назадHе воротился. ПокатилсяВ огород,ДокатилсяДо ворот,ПодкатилсяПод ворота,ДобежалДо поворота. ТамПопалПод колесо.Лопнул,Хлопнул -Вот и все!  Текст № 2.  Я всегда хотел научиться кататься на коньках, как настоящий фигурист. Во-первых, мне казалось, что это совершенно особенные люди. Словно пришедшие из какой-то загадочной страны, где вокруг всё настолько красиво, что быть хуже всего этого просто недопустимо. Во-вторых, я считал, что у этих спортсменов гораздо больше выносливости и изящества, чем у всех других. В-третьих, я хотел так же стойко, как они, переносить тяжелые утомительные тренировки и с присущими им легкостью и задором показывать всем свои умения. Эти мои мечтания и размышления, по моему сегодняшнему мнению, полезны были лишь тем, что побудили меня увлечься спортивной журналистикой. Текст № 3.Ленты разноцветные Над землёй парят,Люди изумленные В небеса глядят.Радуга раскинула Ровный полукруг,Ореолом праздничным Распахнулась вдруг.Всплеск искринок сказочных,Вымытых дождём.Радуга над облаком Взмыла цветником.Радуга умытая Видится вдали.Коромысло дивноеНа плечах Земли. Текст № 4.  Ра́дуга — атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем (иногда Луной) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (от внешнего края внутрь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном, см. ниже), но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и его цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков.Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды (дождя или тумана), парящими в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов (показатель преломления воды для более длинноволнового (красного) света меньше, чем для коротковолнового (фиолетового), поэтому слабее всего отклоняется красный свет — на 137°30’, а сильнее всего фиолетовый — на 139°20’). В результате белый свет разлагается в спектр (происходит дисперсия света). Наблюдатель, который стоит спиной к источнику света, видит разноцветное свечение, которое исходит из пространства по концентрическим окружностям (дугам). Текст № 5.   На другой день … с тётушкой Ганимед произошла неприятность. Она выпустила мышь из мышеловки. Эта мышь в прошлую ночь съела фунт мармеладу. Ещё раньше, в ночь с пятницы на субботу, она опрокинула стакан с гвоздикой. Стакан разбился, а гвоздика почему-то приобрела запах валериановых капель. В тревожную ночь мышь попалась. Встав рано утром, тётушка Ганимед подняла мышеловку. Мышь сидела с крайне равнодушным видом, как будто ей не впервые сидеть за решёткой. Она притворялась. Двадцать третье января.Деловое и художественное описание. Художественное описание - стиль речи, который применяется в художественной литературе для описания предмета или явления. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора. Деловое описание - стиль речи, который излагает факты о предмете или явлении. В нем отсутствует оценка автора. Основная задача — передача информации.
1. Одуванчик знают все. Он, похожий на маленькое золотое солнышко, растёт повсюду – в огородах и садах, вблизи домов и по обочинам дорог, на лугах и в полях. Расцветают одуванчики в мае. Выйдешь на луг и кажется, будто солнечные лучи расплескались золотыми брызгами. А когда отцветёт, ветер разносит его семена-парашютики. Так и хочется дунуть вместо ветра, чтобы увидеть их легкий воздушный парад.2. Одуванчик лекарственный – многолетнее травянистое растение высотой до 30 см, с маловетвистым стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной – около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья одуванчика голые, перисто надрезанные или цельные, ланцетные или продолговато-ланцетные, зубчатые, длиной 10–25 см, шириной 1,5–5 см, собранные в прикорневую розетку. Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описание
Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описаниеЦель текста:2. Содержание текста:3. Построение текста:4. Слова:5. Ритм и рифма:6. Сфера применения текста:
Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описаниеЦель текста:описание предмета или явления.2. Содержание текста:3. Построение текста:4. Слова:5. Ритм и рифма:6. Сфера применения текста:
Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описаниеЦель текста:описание предмета или явления.2. Содержание текста:существенные признаки предмета или явления+ впечатления, эмоции, настроения автора3. Построение текста:4. Слова:5. Ритм и рифма:6. Сфера применения текста:
Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описаниеЦель текста:описание предмета или явления.2. Содержание текста:существенные признаки предмета или явления+ впечатления, эмоции, настроения автора3. Построение текста:Сообщение о предмете.Признаки предмета.Применение.4. Слова:5. Ритм и рифма:6. Сфера применения текста:
Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описаниеЦель текста:описание предмета или явления.2. Содержание текста:существенные признаки предмета или явления+ впечатления, эмоции, настроения автора3. Построение текста:Сообщение о предмете.Признаки предмета.Применение.Общее впечатление.Описание деталей.Оценка.4. Слова:5. Ритм и рифма:6. Сфера применения текста:
Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описаниеЦель текста:описание предмета или явления.2. Содержание текста:существенные признаки предмета или явления+ впечатления, эмоции, настроения автора3. Построение текста:Сообщение о предмете.Признаки предмета.Применение.Общее впечатление.Описание деталей.Оценка.4. Слова:строгие, научныеэмоционально-окрашенные5. Ритм и рифма:6. Сфера применения текста:
Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описаниеЦель текста:описание предмета или явления.2. Содержание текста:существенные признаки предмета или явления+ впечатления, эмоции, настроения автора3. Построение текста:Сообщение о предмете.Признаки предмета.Применение.Общее впечатление.Описание деталей.Оценка.4. Слова:строгие, научныеэмоционально-окрашенные5. Ритм и рифма:прозапроза и стихи6. Сфера применения текста:
Особенности видов описания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деловое описаниеХудожественное описаниеЦель текста:описание предмета или явления.2. Содержание текста:существенные признаки предмета или явления+ впечатления, эмоции, настроения автора3. Построение текста:Сообщение о предмете.Признаки предмета.Применение.Общее впечатление.Описание деталей.Оценка.4. Слова:строгие, научныеэмоционально-окрашенные5. Ритм и рифма:прозапроза и стихи6. Сфера применения текста:научная литературахудожественная литература
Самостоятельное составление текста-описания1 группаДеловое описание …..____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2 и 3 группаХудожественное описание …..____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Шмель Проверка самостоятельной работы Домашнее задание1 группе – сост. худож. описание 2 и 3 группе – сост. деловое описание СПАСИБО ЗА РАБОТУ