Презентация на тему Роль проектной и исследовательской деятельности в повышении мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся.


Выполнила учитель начальных классов Прохорова В. Н. МБОУ Воротынская СОШ п. Воротынец 2014г. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе ФГ О С нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Еще несколько лет назад школа представляла собой одно из наиболее консервативных государственных учреждений. Сейчас же девизом любой школы стали слова: инновация, модернизация, ускорение... Меняются программы и учебники, тестовая система стала нормой выпускного экзамена, компьютеры в классах и кабинетах, электроника на входе в школу, электроника дублирует привычные классные журналы, мультимедийные установки и доски... не знать слово "презентация" - просто стыдно. Всерьез обсуждается переход на электронные учебники и дистантное обучение... Школа бурлит, угнаться бы за всеми новациями...Но это ничего не меняет по сути: школа остается местом встречи, взаимодействия и диалога двух людей: учителя и ученика. И точка их пересечения - по-прежнему - урок, и смысл взаимодействия и диалога - все та же передача знаний от одного к другому. Зачем же древний урок обставлять изобилием электроники, зачем постоянно менять программы и перечень основных учебных дисциплин? Ведь дело не только в том, что современный человек должен обучаться при помощи современных технологий и в современно оборудованной школьной среде. Эти и подобные им инновации призваны, по-видимому, вновь сделать школу привлекательной для детей и их родителей. Дети опять должны с радостью и удовольствием посещать уроки, надо вернуть школе статус "учреждения высокой культуры". Почему "вернуть"? Не секрет, что уже после первого полугодия первоклассники зачастую утрачивают интерес к школе. Почти 70% родителей детей разного возраста в беседах с учителями и психологом говорят о том, как трудно заставить ребенка ходить в школу, заполнять дневник, делать качественно домашние задания... Среди запросов родителей лидирует по частоте такой: «Как сделать, чтобы ребенок любил учиться и учился с интересом?» Ребенок не хочет ходить в школу. И это, очевидно, самое главное. Есть замечательная фраза: "Можно привести коня на водопой, но заставить его пить - нельзя". Поэтому вернемся к двум главным участникам учебного процесса учителю и ученику. Это - люди. А у людей есть психика, имеющая очень неприятное свойство: она крайне консервативна. Поэтому если у ученика нет внутренней потребности, желания учиться, если низка или отсутствует у него учебная или школьная мотивация, то как бы ни был оснащен кабинет и профессионален педагог - диалога с позитивным результатом не будет. Известно, что из трех факторов, определяющих достижения,- способностей, мотивации и качества преподавания – самым сложным, трудноуловимым и уязвимым является учебная мотивация. Чем сильнее мотивация, тем выше результативность деятельности. Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. Построение процесса познания происходит так, чтобы ребёнокиспытывал удивление, озадаченность, радость от сделанного открытия Развитие интеллектуальной сферычерез поисково-исследовательскуюдеятельность Формирование положительных мотивов, познавательногоинтереса Расширение кругозора учащихся Проектно-исследовательская деятельность В словаре русского языка С. И. Ожегова : Проект – 1.разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;2. предварительный текст какого-нибудь документа;3. замысел, план. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия – «проектное обучение « и «исследова-тельское обучение». Они часто соединяются в «проектно-иссле-довательское». Однако специалисты рекомендуют различать их. Это разные виды деятельности, но это не исключает возмож-ности их сочетать. В чём же их различие? В упрощённой форме это отличие можно сформулировать так: в исследовании обнару-живается то, что уже есть; в проекте создаётся то, чего нет. Проект: Исследование:Проблема Тема (проблема)Проектирование (планирование) Выдвижение гипотезы.Поиск информации Организация исследованияПродукт Оформление работыПрезентация Портфолио Защита работы (презентация) Уже с первого класса необходимо  пытаться вовлекать  учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. И тем не менее в программу I класса заложено много фото проектов. Выполняя их совместно с родителями дети учатся отбирать материал, составлять устные рассказы, учатся рассуждать, выделять главное. Во II классе можно расширить рамки работы над проектом и включать сбор информации по плану, составленному совместно с учителем, так как дети уже умеют читать.На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. В третьем классе работа над проектом более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации ( из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.(При условии, что работа по обучению детей проектированию велась с первого класса) Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо с первого класса формировать у них следующие умения: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи. Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого можно выполнять следующие упражнения: - продолжи неоконченный рассказ «Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел первый снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…»- продолжи рассказ: - Ты, ребенок, гуляешь во дворе. Как ты отнесешься к первому снегу? - Ты, дворник. - Ты, водитель. С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др. Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.На уроках предлагаются следующие задания:- угадай, о чем спросили Ученик вышедший к доске получает карточку с вопросом. Не читая вопрос вслух, он громко отвечает на него. Всем остальным нужно догадаться, какой был вопрос.Например: -Какой окрас обычно бывает у лисы?-Почему птицы улетают осенью на юг?-Почему главную площадь в нашей стране называют красной? Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)». Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок. Можно проводить специальные упражнения: Задание 1: Найди пары (соединить понятие с определением). млекопитающее из отряда насекомоядных, живущее под землѐй. Подводник Подвода Крот Лев конная повозка. специалист по водолазным работам. денежная единица в Болгарии. моряк, служащий в подводном флоте. крупное хищное животное из семейства кошачьих, с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Задание 2: Вставь пропущенное слово (определи понятие).… - замёрзшая и затвердевшая вода.… - специалист, управляющий летательным аппаратом.… - шар из упругого материала, отскакивающий при падении от твёрдой поверхности.… - небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе.… - знаменитость, деятель искусства, науки, спорта и т.д.. Необходимо включать небольшие по объему работы исследова-тельского характера, они могут выполняться на любом этапе урока. Кроме того данные задания могут быть заданы и на дом.К числу заданий исследовательского характера на уроках математики могут быть отнесены:фокусы с разгадыванием задуманных чисел. Простейшие фокусы включают 2–3 действия сложения и вычитания над числами в пределах 10, затем 20. Например: задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.задания с занимательными рамками и магическими квадратами;особый интерес представляют игры, исследовательская суть которых проявляется во время их проведения. Например: расставьте знаки действий между числами 114455 =100 Задания по исследованию ряда чисел: Дан ряд чисел: 13, 17, 21.– Что можно сказать об этих числах? (Двузначные, нечетные, увеличиваются на 4.)Продолжите ряд влево, уменьшая числа на 4, и вправо, увеличивая числа на 4. (1, 5, 9, 13,17, 21, 25, 29, 33, 37.) - Какие числа в получившемся ряду? (Однозначные и двузначные, нечетные.) Разделите их на две равные части посередине и запишите в две строки.Ученики выполняют запись:1       5       9           13        1721     25      29        33        37– Что интересного вы заметили? (В числах, записанных в каждом столбике, одинаковое количество единиц, а количество десятков в числах второго ряда на 2 больше, чем в числах первого ряда.) -Сложите числа каждого столбика (22, 30, 38, 46, 54.)Что можно сказать о них? (Они четные, увеличиваются на 8.) - Почему? (Мы дважды увеличили числа на 4.) По окружающему миру в 1 классе очень много уроков, требующих исследовательских подходов с выдвижением гипотез. Например: «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?». Кроме того приходиться организовывать много наблюдений, а это одно из важных умений при работе над исследованием и проектом. Задание: пронаблюдай, отметь, изучи, определи. Задание: сопоставь, сравни, проанализируй. Задание: объясни, выдвини предположение, установи причину, взаимосвязь, зависимость. Задание: оформи в виде таблицы, схемы, рисунка, рассказа, памятки, отчёта; заполни дневник наблюдений. Фото проекты, выполняемые в 1 классе. На уроках литературного чтения: В рассказе «Мишкина каша» Н.Н.Носов рассказал, как неудачно Мишка пытался сварить кашу. Почему его постигла неудача? Выясни у мамы или в кулинарной книге: каково соотношение крупы и воды (молока) для различного вида каш, каков порядок приготовления той каши, которую ты любишь, какие правила безопасности надо соблюдать при приготовлении каши. Свари свою любимую кашу и опиши процесс ее приготовления.В рассказе А.П.Гайдара «Голубая чашка» отец с дочерью по пути перебирались через болото. Прочитай рассказ и ответь на вопрос, почему могла погибнуть Светлана. Найди в дополнительной литературе материал о болотах: как образуются болота, какова болотная растительность, каков животный мир болот, чем полезны болота, почему их не осушают, какие полезные ископаемые извлекают из болот, какие меры безопасности надо принимать, проходя по болотам? В сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»Описывается такое интересное явление природы, как полярное сияние. Как сказочник это делает? Чем поразило оно Герду? Найди дополнительный материал о нем, оформи в виде доклада, подбери иллюстрации.В рассказе Н.Н.Носова «Заплатка» мальчик пытался отремонтировать свои порванные штаны. Перечитай рассказ, объясни, в чем состояло затруднение. Постарайся починить свою прохудившуюся вещь и опиши технологию этой работы.В романе-сказке «Незнайка в Солнечном городе» Н.Н.Носов рассказал, как Незнайка и его друзья были в зоопарке. Организуйте творческую группу, прочитайте роман, ответьте на вопрос, что заинтересовало малышей в зоопарке, отобразите в реферате информацию об истории создания зоопарков, появление зоопарков в России, самых интересных животных ближайшего зоопарка. Необходимо внедрять элементы исследовательской деятельности в преподавание русского языка, сочетая их с элементами проблемного, творческого и репродуктивного обучения. Игра «Зашифрованное слово». (Эта игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.) Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово. Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение)- по первому слогу; Пуговица, молоток, лава (голова)- по второму слогу; Колесо , село, панама (солома)- по последнему слогу; Сапоги, парашют, фантазия -найти самим спрятанное слово. Зашифровать можно новые словарные слова, название темы. 2. Упражнение «Волшебный ряд букв». Дается любой ряд букв , с которым можно выполнить несколько заданий. Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т. Задания: а- деление на группы (гласные- согласные);б- составление слов из букв( пила, лупа, лоб);в- записать буквы в алфавитном порядке;г- найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека, например. На занятиях в ГПД1. Царство кляксЗадачи:Развивать внимание, воображение и творческие способности.Учить детей высказывать и отстаивать свою точку зрения.Используемый материал: Фломастеры, карандаши, карточки с заготовками (рисунок).Задание: "Сегодня нам с вами предстоит отправиться в Царство клякс. В этом царстве живут заколдованные кляксы, они ползают, прыгают, бегают, летают, радуются и грустят. Посмотрите, кто спрятался в этих кляксах? Лист можно переворачивать во все стороны, чтобы лучше увидеть заколдованных зверюшек, человечков, предметы, машины – все, все, все. Дорисуйте и раскрасьте кляксу так, чтобы мы смогли узнать, кого там заколдовали. А потом придумайте про них историю". Исследовательская работа «Энциклопедия одного слова»: 1.Загадка, ответом которой является словарное слово.2.Рисунок слова (по количеству значений слова).3.Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).4.Лексическое значение (работа со словарями). Обращается внимание на многозначность слова.5.Этимология (происхождение) слова (работа со словарями).6.Родственные слова.7.Синонимы, антонимы.8.Фразеологизмы (работа со словарями)9.Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.10.Мое творчество. В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.