Презентация по географии на тему Физико — географическое положение Африки 7 класс
5 Урок: Физико – географическое положение. История исследование и изучение материка. 7 класс. Разработала: учитель географии МБОУ СОШ №40 г. Смоленска Онищук Л.А. Урок : Физико - географическое положение. История исследования и изучения материка. Цели: Образовательные: Сформировать знания особенностей физико - географического положения и истории исследования материка; познакомиться с приемом определения положения материка; продолжать формирование картографических знаний и умений. Развивающие: Развивать мышление учащихся, формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач. Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности к происходящему. Оборудование: Физическая карта мира, атлас, учебник, проектор, презентация, контурная карта. Тип урока: Изучение новой темы с элементами выполнения практической работы. Ход урока 1. Организационный момент ( приветствие учащихся, подготовка к уроку) 2. Актуализация знаний. Ребята, назовите материки, относящиеся к материкам южного полушария? (Версии ответов) Сейчас посмотрите слайды, послушайте стихотворение и постарайтесь определить тему нашего урока. Водопад Виктория За морем – океаном в тени Килиманджаро Купается огромный и добрый бегемот, Там зебры И жирафы Там небо пышет жаром Кокосовые пальмы, бананы круглый год В саванне бродят львы и прячутся гориллы, Шипят в пустыне змеи, качая головой И щелкают зубами большие крокодилы,Когда проходят мимо них слоны на водопой. Вопрос? 1. На каком материке мы можем встретить таких животных и растений? 2. Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения? 3. Подумайте и скажите, какова тема нашего урока сегодня? (Предполагаемый ответ) 4. Исходя из темы, определите цель и задачи урока. ( Версии ответов) АФРИКА Послушайте, я прочитаю вам слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте, « Африка- неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой – нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Вопрос? А какой вам представляется Африка? Что вы знаете о Африке? Молодцы! Вот она, какая Африка, необычная и загадочная. Африка земля тайн и загадок. В ее джунглях спрятаны заброшенные, некогда процветающие города. Еще сегодня находят племена диких людей. Африка континент бескрайних пустынь, прекрасных саванн, восхитительных водопадов, непроходимых джунглей. Сегодня, я предлагаю вам путешествие по Африке. Представьте, что вы путешественники. Экспедиция отправляется, и по возвращении вы должны будете, рассказать об особенностях материка. Вопрос? Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомиться, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка.? (Предполагаемые ответы) Молодцы! Вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка. Это мы с вами будем изучать на протяжении 8 уроков. Вопрос? А как вы думаете с чего надо начать знакомство с материком? (Предполагаемые ответы) Откройте тетрадь и запишите тема урока « Физико – географическое положение материка». Какова цель нашего урока? ( предполагаемые ответы)Как вы думаете, какие карты мы будем использовать для описания материка? (предполагаемый ответ)3 Изучение новой темы. Африка Африка – древнейший материк мира, колыбель цивилизацииЕго возраст 270 млн.летЕго площадь вместе с островами составляет 30,3млн. км2. Африка Африка – это самый жаркий материк.Африка- континент преобладания равнин и высоких температур. Здесь расположена величайшая пустыня мира - Сахара и массив экваториальных лесов. Здесь снежные шапки горных вершин поднимаются над бескрайними просторами саванн Для определения физико - географического положения материка откройте в учебнике стр.311. План описания географического положения материка, контурную карту и атлас. Работу делаем в к/к. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Под палящим солнцем, через болота и джунгли. Под горячими ветрами повторим маршрут Давида Ливингстона. А это ни много, ни мало, а 28000 км. Поэтому впечатлений будет много. Итак, в путь!Самостоятельная работа в парах. (15 мин) Проверка знаний на определение физико - географического положения материка? (С целью закрепления изученного материала.) Физико-географическое положение 1.Положение материка относительно экватора.2.Положение материка относительно тропиков.3.Положение материка относительно нулевого меридиана.Какими океанами и морями омывается?Положение материка относительно других материков? Какой ближе всех и какие удалены? Физико-географическое положение 7.В каких климатических поясах расположен материк?8. Характер береговой линии (крупные острова, полуострова, океаны, моря, заливы, проливы) . Физико-географическое положение 4.Крайние береговые точки: а) северная б) южная в) западная г) восточная5. Протяженность с севера на юг:6.Протяженность с запада на восток: Закрепление. Физико - географическое положение материка. « Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из самой жаркой страны Африка. Думаю, что мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки. Африка- самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но и нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами 3 океанов. Атлантическим, Тихим и Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Пока все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все! Вопрос? Найдите ошибки? Физико-географическое положение “Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки. Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все! Физкультминутка История исследования и изучения материка.( в ходе урока вы должны будете составить таблицу) Вопрос? О каких путешествиях по Африке вы читали? Издавна Африка привлекала внимание народов Южной Африки и Юго- Западной Азии. Эти народы хорошо знали северное и частично восточное африканское побережье. (Опережающее задание). Сейчас вы должны послушать выступления с докладом, а по ходу их рассказа заполните таблицу. Исследователи и путешественники Страна Дата Вклад в исследование 1.Древние греки Изучали историю своего государства 2.Финикийцы Территория северной части Африки История исследования Первые упоминания об Африки – древние греки, изучали территорию своего государства История исследования Исследования финикийцев. Территория северной части Африки История исследования Бартоломеу Диаш История исследования Васко Да Гама Закрепление о путешественниках 1 Чему удивился Васко да Гама при высадке на Восточный берег Африки? 2. Какие достижения Бартоломеу Диаш? 3. Какие достижения Василия Юнкер? 4. Кто совершил плавание вокруг озера Виктория, дал описание реки Конго, озера Ньяса? История исследования Исследователи, путешественники Страна Дата Вклад в исследование Древние греки Заселяли и исследовали северную часть Африки Египтяне Заселяли и исследовали северо-восточную часть Африки Бартоломеу Диаш Португалия XV-XVI вв. Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка Васко да Гама Португалия XV-XVI вв. Открыл новый путь в Индию. Завершение открытия берегов материка Давид Ливингстон Англия XIX в. Исследование реки Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса Генри Стенли США XIXв. Плавание вокруг озера Танганьика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувензори. Егор Ковалевский Россия Конец XIXв. Изучение северо-восточной Африки Василий Юнкер Россия Конец XIXв. Изучение Центральной и Восточной Африки, проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения История исследования Снимки из космоса 4. Итог урока. Ребята скажите, достигли ли мы той цели урока, которую ставили в начале урока? (версии ответов) 5. Рефлексия Вот и подошло к концу наше путешествие. Страна Знаний раскрыла перед вами широкую дорогу. Вы работали с разными источниками знаний.Чему вы научились во время путешествия?Какие трудности возникли?Что понравилось на уроке?Тот багаж знаний, который вы приобрели сегодня на уроке, вам пригодиться в жизни? 6. Домашнее задание. Параграф 24. Можно таблицу дополнить используя дополнительный материал. Работа в к/к. Урок окончен , досвидания!