Презентация по химии на тему Генетическая связь между классами неорганических соединений
Тема: "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений" Учитель химии : Лопухова А.Д.МБОУ «Кировская ОШ № 1»
Девиз урока: « Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытам необходим» Майкл Фарадей
Цель: На конкретных примерах доказать существование генетической связи между основными классами неорганических веществ.
Какие вещества нас окружают в повседневной жизни?Простые и сложныеКакие простые вещества вам известны? Металлы и неметаллыКакие сложные вещества?Оксиды, основания, кислоты, соли
Что такое оксид?Оксидом называется сложное вещество, состоящее из атомов двух элементов, один из которых - кислород.Какие бывают оксиды? Кислотные, амфотерные, основные.Приведите примеры.
Что такое кислота?Кислота – это сложное вещество, в молекуле которого имеется один или несколько атомов водорода и кислотный остаток. Что такое основание? Основаниями называются вещества, в которых атомы металла связаны с гидрокси-группами.Какие бывают основания? Растворимые (щелочи) и нерастворимые.
Что такое соль?Солями называются вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками. Какие бывают соли? Средние, кислые и основные.
Задание № 1 «Найди лишнее вещество»1) SO3, HNO3, FeO, K2O, CO2, CuO.(лишнее HNO3, т.к. оксиды)2) HNO3, H2SO4, Al(OH)3, HCl, H3PO4, H2CO3. (лишнее Al(OH)3, т.к. кислоты)3) Zn(OH)2, KOH, Fe(OH)2, Ba, NaOH, Ba(OH)2.(лишнее Ba, т.к. основания)4) KNO3, FeSO4, NaCl, Al2S3, BaO, CaCO3 (лишнее BaO, т.к. соли)
Задание № 2 Распредели вещества по 4 колонкам (оксиды, основания, кислоты и соли)Ca(OH)2, CI2, HCI, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2, AI(OH)3, AI2O3, HNO3, NaH, Na, NaNO3,CI2O7, HCIO4 , AICI3, NaCIO4, Zn(OH)2, KOH, Fe(OH)2, Ba(OH)2, FeSO4,K2O, CuO, H2CO3, H2SO4, FeO, H3PO4.
Задание № 3 «Ответь на вопросы»1.Взаимодействует с водой с образованием кислоты?(кислотный оксид)2. Взаимодействует с водой с образованием щелочи?(основной оксид)3. Взаимодействует с кислотами с образованием соли и воды?(основание)4. Взаимодействует с основаниями с образованием соли и воды?(кислота)5. Взаимодействует с кислотными оксидами с образованием соли?(основной оксид)
6. Взаимодействует с основными оксидами с образованием соли и воды?(кислота)7. Взаимодействует с амфотерным гидроксидом с образованием соли и воды?(кислота)8. Вступают в реакцию нейтрализации?(кислота и основание)9. Взаимодействует с солями в том случае, если один из продуктов реакции выпадает в осадок?(кислота)10. Водный раствор изменяет окраску индикаторов: фенолфталеин - малиновый. (щелочь)
Задание № 4Задание выполняется всеми учениками класса в рабочей тетради.Вам даны вещества: ВaO, CO2 , P , NaCl, H3PO4 ,SO3, Вa(OH)2, NaOH, Ca 3(PO4)2,, H2SO4, ВаSO4 , Вa, P2O5.1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы.
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:Ba BaO Ba(OH)2 ВаSO4P P2O5 H3PO4 Ca 3(PO4)2 В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ?
Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.А что является носителем наследственной информации?
ГЕН
Суждение :Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая) взаимосвязь.
Задание № 5Проблемная ситуация. Можно ли составить «иной » генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? Подтвердите или опровергните свои суждения, выполнив в группе КОЗы (компетентностно-ориентированными заданиями ).
Формулировка вывода: Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие.
РЕФЛЕКСИЯ Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:1. Усвоил полностью2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома3. Не понял тему
Вот и подошел к концу это урок. Спасибо за активное участие!Всего доброго!