Презентация Нарушение чтения у младших школьников


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧТЕНИЯ1.Овладение звуко – буквенным процессом. 2.Сенсорно – аналитическое чтение, слоговое чтение.3.Угадывающее чтение - узнавание слова по определённому признаку. ( если затруднено слияние, то ребенок не понимает значение слова)4.Угадывающее чтение.( узнаёт слова по каким-то признакам, сложные слова ребёнок членит на слоги э-лек-три-чест-во)5.Этап синтетического слова - это тогда, когда техника чтения не составляет затруднения. Затруднением является осмысливание текста. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ 1.Конституция данного ребёнка - наследственные особенности организма,его иммунной системы, особенности тканей, скорость всех психических функций.2.Последствия перенесённых заболеваний в раннем возрасте (если в окружении всё благополучно, то эти последствия могут и не перейти в повреждения).3.Условия жизни ребёнка в семье.4.Критические периоды возраста. Если говорить об общих закономерностях, то мы знаем, что это :-поэтапность;-скачкообразность психического развития;-наличие синзетивных периодов;- взаимодействие биологического и социального;-систематичность в развитии личности.Если повреждение наступает не в критический период, то мы можем как-то это компенсировать, а если в критический период, то мы тогда не можем до конца компенсировать повреждение.Когда идёт несовпадение усвоения ребёнком материала и тем, как учитель объясняет, то результатом является развитие дислексии. Дислексия по Лалаевой - это частичное нарушение процесса чтения, которое проявляетсяв стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью психичесих функций, участвующих в процессе чтения.Это значит, чтоА) ошибки являются стойкими и могут сохраняться в течение многих лет;Б) ошибки носят специфический характер;В) ошибки объясняются несформированностью психических функций. 1.Замедленный процесс овладения чтением.2.Замедленный темп самого чтения.3.Нарушение движения глаз по строке в процессе чтения.4.Стойкие повторяющиеся ошибки. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОШИБОК1.Неусвоение букв и неточное соотнесение звука и буквы.(замены, смешения звуков - звонких, глухих, африкатов, оптически сходных печатных букв)2.Побуквенное чтение (нарушение слияний в слог и слово).3.Искажение звуко - слоговой структуры слова. Ошибки письма встречаются и в чтении.(пропускает согласные в стечении, вне стечения паровоз – парвоздобавляет звук, переставляет, пропускает или приставляет слоги)4.Нарушение понимания прочитанного на уровне слога, слова, предложения, текста.5.Замена слов, аграмматизмы. 1.Фонематическая - у младших школьников 2ФОРМЫ: А) недоразвитие фонематического восприятия (девочка – тевочка) в результате - замены фонетически близких звуков т-д, б-п и т.д.;Б) недоразвитие анализа и синтезаПрочитать – это значит проанализировать. Побуквенное чтение м-а,д-р-а; искажение звуко - слоговой структуры слова.2.Оптическая – несформированность зрительно – пространственных функций. А)литеральная оптическая дисграфия - нарушение узнавания изолированных букв (не узнаёт 1 букву);Б).вербальная – при чтении затруднено узнавание отдельных букв т.е. в окружении других букв узнаёт по одной букве.3. Мнистическая – когда ребёнок начинает усваивать буквы и не может установить ассоциацию между буквой и звуком.4. Аграмматическая - проявляется на поздних этапах, когда не сформировано обобщение, не сформирован навык словоизменения, словообразования. Не сформирована способность смысловой добавки.5. Семантическая или механическое чтение. А) недоразвитие языкового анализа, звуко - слогового синтеза. Ребёнку трудно опознать слог в слове;Б) если у ребёнка не сформированы семантические связи – читает, как пономарь;У первоклассников ЛЕВОЕ УХО ВЕДУЩЕЕ, ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЕ.В норме - к концу 1-го класса ведущим должно стать ПРАВОЕ УХО, если этого не произойдёт, то возникнет ДИСЛЕКСИЯ.У 50% ребят- навык чтения не формируется .25% - не владеют скоростью чтения.У 25% учащихся затруднённый навык чтения может затянуться на 7 -8 лет.10% учащихся не могут обучаться в школе, т. к. развита дислексия.Мальчиков среди этих 10% больше, чем девочек. целое слово слово+слог слог +словослог + слогЧем ниже находится ребёнок на лестнице, тем медленнее читает. ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ 1.Недостаточность психических функций, которые лежат в основе памяти.2.Скорость внешнего чтения - зависит от темпа любой деятельности, т. е. это гинетический фон. Это особенности биохимических реакций, которые протекают в нашем организме. Темп любой деятельности является врождённым. Он может корректироваться, но только чуть чуть.3. Недостаточность функции антиципации. (предвосхищение - ребёнок читает то, что ещё только надо прочитать через 2 предложения).4.Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата.(нет возможности в нужном темпе произносить слова)У таких детей большой разрыв между чтением про себя и чтением вслух.5.Малое поле зрение у детей.Таких детей с каждым годом становится всё больше.Глаза находятся в 2-х состояниях: - глаз движется по строке прыжками - в момент движения глаз ничего не воспринимает;- фиксируется на букве только во время остановки глаза.Ребенок медленно читает, не потому что не умеет читать, а потому что на слове он делает 5 – 8 остановок, а не 3 при норме.Это физиологическая особенность ребёнка, т.е. глазу одного ребёнка на слове нужно остановиться 3-4 раза, а другому 5 – 8. 6. Регрессивное чтение. При чтении ребёнок косит глазами т. е. делает обратные движения - это нарушает навык чтения – т. е. ребёнок читает слово 2 раза.При этом различают:- кажущиеся трудности (не автоматизирована единица чтения)- слабая концентрация внимания;- сила привычки.(для предупреждения ошибок используют окошки)7.У 1/3 детей - недоразвита устная речь, бедный активный словарь; - бедные лексико – грамматические конструкции;- способ чтения. 1.Все игры и упражнения.2.Увеличение поля зрения, устранение регрессии - окошки.3.Развитие навыка речевого, звукового и слогового анализа и синтеза.4. Обучение правильному построению лексико – грамматических конструкций.5. Формирование оперативных единиц чтения – ОПЕЧ. Это чтение слогов разного типа.СГ-ГС СГС ССГ ГСС ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦ И ИХ АВТОМАТИЗАЦИЯ1.Делаем набор специальных таблиц:слоговыесловесныетекстовыеТак на каждом занятии используется 2 таблицы одного и того же уровня(на 9 или 16 клетках)При работе с таблицей фиксируется время – 3 минуты на 36 единиц. Задача ребёнка:- повторить речевую единицу за логопедом и найти её на таблице.( Я буду называть слоги, а ты как можно быстрее назови их и покажи.)В одной и той же таблице должны быть прямые и обратные слогиМЫ ИМИМ ЫМСледующий уровень - это использование словесных таблиц. В таблице имеет значение ритмичность и слоговая структура слова: 1.Сначала 2-х сложные слова: лето лужа 3 – 4 таблицы рыба 2.Затем тоже 2-х сложные слова с ударением на 2-м слоге: лиса вода кора 3.С этим же типом слов 3-х сложные слова: А) Марина Б) дерево В) берега корова весело пироги 4. Текстовые таблицы - по детским книжкам.(Я прочитаю предложение, а ты должен последовательно найти на таблице каждое слово ) аф бо ип кё ат ор ли цу фы ис ох чу ыф жи уч ри фа шу пи ил ёк ду ше ан уш си хо ро ас ап ир па та са еш на Мама рота мука база доля вера мыло туго сани чадо веко наше дети рёва совы кура ваза роза тётя сено лужа чудо буря сила дача жало гиря тара тело тихо море вена бусы дама вила горе Сг-гс, сгсПо лесу, по дороге торопились дедушка и мальчик. Было жарко, захотели они пить.Путники подошли к ручейку.Тихо журчала холодная вода.Они напились из ручья.- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.- Вы зачем сказали ручейку «спасибо»? – спросил он деда. Сг-гс, сгсПо лесу, по дороге торопились дедушка и мальчик. Было жарко, захотели они пить.Путники подошли к ручейку.Тихо журчала холодная вода.Они напились из ручья.- Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка. Мальчик засмеялся.- Вы зачем сказали ручейку «спасибо»? – спросил он деда. ЭКСПРЕС ДИАГНОСТИКА МРВД – методика раннего выявления дислексии с 6,5 лет. Эта методика позволяет выяснить функциональную базу ребёнка, работает она или нет. СОВА СЫР САНКИ САЛО СУК КУРЫ КОМ КОК абросадыкнсокустыдринкротыликраблинанбохататр орхпышкивростмыликесрплодыдронпустиокволир Из ряда букв вычлени слова.Выбери буквы, которые встречаются один раз. Попробуй из них составить слово. ВАТА СЛИВА КОРОНА ПОЛ БУКВЫ ВАТА ВАЗА ВЕТЕР БУКВЫ ТЫКВА ВАГОН ОКНО ФОТО Даны слова:ПодрезалРужьеЧашкаКнига Возьмите:Из 1 слова - ¬ Из 2 слова – Из 3 слова – ^Из 4 слова – ПОДРУЖКА 1 9 8 7 6 5 4 3 2 Арбуз Кино Мама Ромб Вокзал Дорога Лиса Село Ведро Дыра Глаза Гора Лиса Кино Обед Царь МА МА НО ГА РО СА ЛИ СА РА МА ВО ДА КО ЗА СО ВА РУ КА НЕ БО ГО РА РЫ БА КИ НО НО РА КО ТЫ СО РИ