Презентация по литературе. Образ простого солдата — защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова Бородино


Образ простого солдата-защитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» Цель урока:осмыслить содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова, произвести художественный анализ текста; охарактеризовать образ старого солдата; воспитать уважение к великому прошлому России «Горжусь, что я русский! От храброго российского гренадера никакое войско в свете устоять не может» А.В.Суворов Какова тема прочитанного нами стихотворения?В чем особенность построения стихотворения?Кто участвует в разговоре?Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям? Участники разговора – старый и молодой солдаты. Рассказ участника Бородинского сражения занимает большую часть стихотворения. Рассказ об этой великой битве автор доверяет рядовому солдату, находившемуся когда-то в гуще событий.-С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? -Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!Плохая им досталась доля:немногие вернулись с поля…Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! Художественный анализ сцены Бородинского бояКакой темп вы выберете для чтения 10-й строфы?«Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись , как тучи,И всё на наш редут.Уланы с пестрыми значками,Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нами,Все побывали тут»Какие слова помогают передать движение?Какие зрительные образы и чувства возникают при чтении 11-й строфы?«Вам не видать таких сражений!..»Выбор каких глаголов вам показался неожиданным?Почему нет эпитетов? Исключение сделано для одного - «кровавых». Какие слова в 12-й строфе усиливают картину ужаса от происходящего?В каких звучат гордость и торжество? Герои стихотворения – герои БородинаКак вы представляете себе старого солдата?Кто он? Где находился в момент сражения?Как он выглядит?Как он говорит? От какого лица ведет повествование?Какие качества присущи солдату-рассказчику? Старый солдат – рядовой участник событий, бывший артиллерист. В момент сражения он находится в центре событий. Можно представить человека 45-50 лет; седые волосы и усы.«Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!Постой-ка, брат мусью!Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головоюЗа родину свою!» Речь старого солдата неспешная, эмоциональная, он соединяет в своем рассказе «я» и «мы». Качества русского солдатапатриотизмрешительностьмужествовоинское братствогордость Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата? « Ребята! не Москва ль за нами?Умрёмте ж под Москвой,Как наши братья умирали!»И умереть мы обещали,И клятву верности сдержалиМы в Бородинский бой. В стихотворении М.Ю.Лермонтова звучит патриотический пафос. Рассказ старого солдата рождает у нас гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них