Презентация сообщения на тему: Развитие мыслительных процессов у младших школьников в работе над нестандартной задачей
Развитие мыслительных процессову младших школьников в работе над нестандартной задачей Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества учащихся – таковы ценностные ориентиры современного начального образования. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. Работа над текстами математических задач – важный элемент общего развития ребёнка, элемент развивающего обучения. Сильные ученики, умеющие решить практически любую стандартную задачу, часто испытывают затруднения при решении нестандартных задач. К числу таких задач можно отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. Задача учителя заключается в том,чтобы дать возможность детям научиться решать такие задачи, вооружить их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, моделирование, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов, а также другие невербальные средства. Задачи - шутки Собрали вместе 7 стогов сена и 11 стогов. Сколько стогов получилось?Когда гусь стоит на 2 ногах, ТО ВЕСИТ 4 КГ. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?Рыболов за 3 минуты поймал 6 рыбок. Сколько таких же рыбок он поймает за 5 минут?На столе стояло 5 стаканов вишни. Вера съела 1 стакан вишни. Сколько стаканов на столе осталось?
В банке сидят жуки и пауки. Всего у них 10 туловищ и 68 ножек. Сколько в банке жуков и пауков? Символический рисунок. Эту задачу прекрасно решают первоклассники рисованием. Учитель поясняет, что у каждого жука по 6 ножек, а у каждого паука их 8. Он предлагает первоклассникам рисовать жука так: Ж и паука так: -Ж- . Затем учитель спрашивает, сколько всего было жуков и пауков? В условии задачи сказано, что всего их было десять, поэтому учитель предлагает нарисовать десять точек, пока без ножек. Далее он предлагает нарисовать к ним пока по 6 ножек. Затем учитель спрашивает, сколько ножек всего нарисовано и сколько осталось нарисовать. Теперь он спрашивает, по сколько ножек можно пририсовать к уже имеющимся. Ученики пририсовывают оставшиеся ножки. Получается ответ: 6 жуков и 4 паука. 1) 6х10=60(н.) – было бы всего, если бы в банке были только жуки.2) 68-60=8(н.) – не хватает(должны принадлежать паукам).3) 8-6=2(н.) – на столько больше у паука.4) 8:2=4(паука)5) 10-4=6(жуков)ПРОВЕРКА:1) 6Х6=36(н.) – у жуков.2) 8х4=32(н.) – у пауков.3) 36+32=68(н.) – всего.Ответ:6 жуков, 4 паука. Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно У Алёши и Саши вместе 27 марок, у Саши и Кости – 23 марки, у Алёши и Кости – 20 марок. Сколько всего марок у Алёши, Саши и Кости вместе? Сколько марок у каждого? А+С=27 С+К =23 А+К=20 1) 27+23+20=70(м.) - удвоенная общая сумма. 2) 70:2=35(м.) – общая сумма.(А+С+К) 3) 35-27=8(м.) – у Кости. 4) 23-8=15(м.) – у Саши. 5) 20-8=12(м.) – у Алёши. Ответ:35 марок; 12 марок, 15 марок, 8 марок. Задачи на уравнивание данных 3 открытки и 4 конверта стоят 18 руб., а 6 открыток и 5 конвертов - 27 руб. Сколько стоит открытка и сколько стоит конверт? 3 от.+4 к. = 18 руб. 6 от.+5 к. = 27 руб. 1) 18х2 = 36(руб.) – стоимость 6 от. и 8 к. 2) 8-5 =3(к.) – на столько больше в первом случае. 3) 36-27=9(руб.) – стоимость 3 конвертов. 4) 9:3 = 3(руб.) – цена конверта. 5) 3х4= 12(руб.) – стоимость 4 конвертов. 6) 18-12 =6(руб.) – стоимость 3 открыток. 7) 6:3=2(руб.) – цена открытки. Ответ: 2 рубля, 3 рубля. Задача на уравнивание данных 4 карандаша и 3 тетради стоят 54 р.,а 2 карандаша и 2 тетради – 34 р. Сколько стоят 6 таких карандашей и 5 таких тетрадей? 4к.+3 т.=54р.2к.+2т.=34р.1)34 * 2 = 68(р.)-стоимость 4 к. и 4 т.2)4 - 3 = 1(т.)-на столько больше тетрадей в первом случае3)68 - 54 = 14(р.)- цена 1 тетради4)14 * 3 = 42(р.)-стоят 3 тетради5)14 * 2 = 28(р.)-стоят 2 тетради6)54 - 42 = 12(р.)-стоят 4 карандаша7)34 - 28 = 6(р.)-стоят 2 карандаша8)6 : 2 = 3 (р.)-цена 1 карандаша9)6 * 3 = 18(р.)- стоят 6 карандашей10)14 * 5 = 70(р.)- стоят 5 тетрадей 1+1+4+4=10(частей) – содержат 30 см 30 : 10 = 3(см) – ширина 3 * 4 = 12 (см) – длина Ответ: 12 см, 3 см. 30 : 2 = 15 (см) – сумма двух сторон 1 + 4 = 5 (частей) – содержат 15 см 15 : 5 = 3 (см) – ширина 3 * 4 = 12 (см) – длина Ответ: 12 см, 3 см. У прямоугольника, периметр которого равен 30 см, ширина в 4 раза короче длины. Найдите длины его сторон. моделирование Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятияхспециальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления,расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под. ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. - 152 с. : ил.2. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 240 с. – (Мастерская уителя). 3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. – М.: Илекса, 2002, 56 с.