Подготовка к итоговому сочинению по направлению Победа и поражение
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года 3. «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ» Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. Алгоритм работы над сочинением 1. Определите проблему, то есть вопросы, которые содержатся в теме сочинения.2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.3. Подумайте над вопросами: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?», то есть установите связь между собой, своим опытом и предметом, о котором идёт речь.4. Запишите свои мысли на черновик. Эти предложения могут стать вступлением вашего сочинения.5. Подберите произведение (-ия), на материале которого (-ых) сможете доказать свою точку зрения.6. Продумайте композицию (построение) работы.7. Напишите план сочинения.8. Напишите черновой вариант.9. Перечитайте написанное. 10. Внесите необходимую правку в построение, сбалансировав части сочинения, а также в речевое оформление теста.11. Проверьте написанное, перепишите в чистовик. Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ТЕМА СОЧИНЕНИЯ Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. «Нет славнейшей победы – победить себя самого». Тихон Задонский Тихон Задонский — епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец. Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 1: определяем проблему Проблема:Что значит «победить себя самого»?Против каких качеств нужно бороться? Все ли способны победить в себе эти качества ?Что помогает бороться с самим собой?Какие чувства испытывает человек, победивший себя самого? Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 2: формулируем тезисы Тезисы:«Победить себя самого» - значит, победить свои слабости: лень, пессимизм, жадность, равнодушие, жестокость… Каждый сам решает для себя, к чему он стремится, какие цели ставит, поэтому и «победы» могут быть совсем разными. Победить может каждый. Нужны сила воли, стремление к успеху, желание стать яркой, интересной личностью. Иногда стремление к победе продиктовано любовью к ближним.Человек, победивший себя самого испытывает радость и удовлетворение от достижения поставленной цели. Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Всё вокруг кажется прекрасным. Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. … человек только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем. М. М. Пришвин Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. Что я могу сказать по поводу «победы над самим собой?» Ни для кого не секрет, что человек в течение своей жизни одерживает победы. Первые шаги, первое слово, первая отличная оценка… Но победа над собой- это самая большая победа.Если человек действительно чего-то хочет, он должен работать над собой, и тогда он обязательно сможет достичь желаемого результата.….Запишите свои мысли на черновик! Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 3: подбираем произведение (-ия), на материале которого (-ых) сможем доказать свою точку зрения. 1. Пришвин М.М. «Кладовая солнца» (Насте и Митраше удается одержать победу над собой, над своими страстями, и они выходят победителями в столкновениях с силами природы).2. И. С. Тургенев Стихотворения в прозе. «Милостыня» (Впервые в жизни человек попросил милостыню, поборов в себе стыд и гордыню).«Воробей» (старый черногрудый воробей одержал победу над собой - поборол страх перед собакой, «громадным чудовищем» и кинулся спасать своё «детище»; в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. Трезор уходит смущённым.) Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 4: продумываем композицию работы ! ! ! Помни: ты пишешь сочинение – рассуждение!Построение текста типа сочинение – рассуждение1. Тезис 2. Аргумент 13. Аргумент 24. Вывод Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 5: составляем план сочинения
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 6: пишем вступление к сочинению Тема дана в форме высказыванияСОВЕТ: запиши высказывание и его пояснения (как понял), обоснуй уже имеющееся утверждение. Это и есть тезис. … (кто), размышляя над …, сказал: «…(цитата, которая указана в теме сочинения»). Действительно, … (мои мысли по поводу победы над самим собой). Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 7: скрепы, соединяющие вступление с аргументами 1. Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказан тезис, и основную частьДавайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается высказанный мною тезис.илиЧтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы. Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 7: скрепы, соединяющие вступление с аргументами Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими.1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступленииЧтобы убедиться в правильности высказанного тезиса, достаточно привести пример (примеры) из художественной литературы 2. Каждый аргумент начинается:Во-первых, (тезис + аргумент)Во-вторых, (тезис + аргумент) или Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 7: скрепы, соединяющие вступление с аргументами Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими.1. Пишется в первом абзаце, то есть во вступленииВ этом легко убедиться, обратившись к художественной (публицистической) литературе 2. Каждый аргумент начинается:Например, (тезис + аргумент)Кроме того, (тезис + аргумент) Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 8: оформляем аргументы !!! Помните: вы не должны просто пересказывать текст, нужно анализировать отдельные эпизоды, поведение героев. Делайте логические заключения, не забывая о тезисе. Мысль, высказанная в тезисе, должна повторяться в микровыводе аргумента. Это должна быть именно мысль, а не слово в слово переписанный тезис. Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 9: пишем заключение Типовые клише1. И в заключение мне бы хотелось сказать, что …2. «…?» На этот вопрос мы искали ответ, приводили аргументы... А ответ прост: надо ... И тогда ... Давайте же …!3. Итак, завершая рассуждение над темой сочинения, я вспоминаю ... Действительно, …! Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. ШАГ 10: проверяем черновик сочинения Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н. Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК Саматова О. Н.