Проектная деятельность на уроках русского языка как способ формирования информационных и коммуникативных компетенций обучающихся
Проектная деятельность на уроках русского языка как способ формирования информационных и коммуникативных компетенций обучающихся Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 9 Пикаловой Т. Н. АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО © МОУ СОШ №9 г. Переславля – Залесского, 2014 Практико-ориентированное образование ученик абитуриент студент субъект общения гражданин потребитель работник Из словаря В. М. Полонского: Валентин Михайлович Полонский (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО) "Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы". Главное не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях Цель компетентностного подхода в преподавании русского языка: формирование всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. "Жить - это значит жить, располагая информацией…" …у обучающихся, активно работающих с различными источниками информации, формируется более высокий уровень самообразования, развиваются творческие способности, школьники свободно ориентируются в потоке информации, учатся выделять главное, обобщать материал и делать выводы. Этапы формирования информационной компетентности уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу; уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним; уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки; уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления. Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение структурировать, систематизировать, обобщать;умение представлять в другом виде отобранную информацию. Получение навыков поиска информации по русскому языку в основной школе начинается в 5-6 классах через: систему специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность обучающихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности (развивающие упражнения, синквейны а также кроссворды и ребусы), создающие условия для повышения интереса к изучению предмета «Русский язык»; использование различных словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений; организацию проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций обучающихся, в том числе информационной. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить…» Структура проектно-исследовательской деятельности: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Так, мотивом для работы над проектом «История одного слова» для пятиклассников послужил вопрос на одном из уроков: «Что я знаю о слове хлеб?». гипотеза: хлеб – ключевое слово русской культуры – способствовала постановке задачи: найти в разных разделах языка данное слово, объяснить его с точки зрения этого раздела. АннотацияВ проекте «История одного слова» обозначена новая форма овладения языком, как смысловым, ментальным и культурным феноменом. Он вводит читателя, слушателя в культуру как «царство смысла». Помогает проанализировать ключевое слово русской национальной культуры, позволяет в работе по выявлению лингвистической и фоновой информации одного единственного слова, обратиться к самым разным областям знаний, выйти на понятийный, смысловой, ценностный уровень слова хлеб. Проект дает широкую информацию о слове, имени существительном хлеб. План действий: Образно представить (в рисунках, фотографиях) хлеб.• Изучить в учебниках, словарях, энциклопедиях, справочниках информацию об этом слове.• Найти стихотворения о хлебе, выразительно прочитать наизусть, сделать вывод об употреблении имени существительного хлеб.• Найти произведения о хлебе, проанализировать отрывки из них, сделать вывод о частоте употребления данного слова в тексте.• Узнать о производстве хлеба в городе Переславле-Залесском, выяснить, какие виды хлебных изделий выпускает хлебозавод.• Предложить музыкальные ассоциации. Результат (продукт) проектной деятельности мини-исследование в работе над текстом, компьютерная презентация, выразительное чтение стихов, творческое сочинительство. В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные.Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:• умение общаться со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;• умение вести дискуссию;• умение отстаивать свою точку зрения;• навыки устного опроса, интрервьюирование;• навыки монологической речи. Презентация проекта «История одного слова» показала, что формирование коммуникативной компетенции эффективно осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами (доклад – образец монологической речи), представляли комментарии к слайдам, отвечали на проблемный вопрос: «Хлеб – это слово с значением «основной продукт питания», или ключевое слово русской культуры?». Создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), учились отстаивать свою точку зрения. Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока. Спасибо за внимание!