Использование опорных сигналов при изучении курса «Окружающий мир»


Использование опорных сигналов при изучении курса «Окружающий мир»Заместитель директора по УВРСоколова Г.А.
«Рецепт успеха ученика прост: во-первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять» - В. Ф Шаталов , педагог-новатор, автор системы обучения с использованием опорных сигналов

70%15% ? ФОРМЫ МЕТОДЫ Сущность технологии опорных сигналов Среди различных приемов улучшения памяти учащихся выделяется разработка и использование опорных сигналов, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, развивать психические процессы познания, обеспечить представление учащимся целостной картины предмета Окружающий мир. Технология опорных сигналов и конспектов была создана Виктором Фёдоровичем Шаталовым. С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с учащимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения. Сигнал:сжимает информацию;облегчает понимание новой информации;активизирует учащихся;экономит время;упрощает процесс запоминания новых терминов;наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;помогает выделять главное;благотворно действует на психологический климат урока. Виды опорных сигналов смысловые;ассоциативные;аббревиатурные;вербальные;графические. Формы опорных сигналов :схемы;таблицы;диаграммы;ассоциативное поле;опорные конспекты;алгоритмы. типы способа передачи информацииобразно-символические;условно-графические; словесно-логические. Основные требования1. Лаконичность. 2. Структурность. 3. Наличие смысловых акцентов. 4. Автономность.5. Ассоциативность и образность. 6. Доступность воспроизведения от руки.7. Цветовая наглядность. Применение опорных сигналов этапах обучения - на этапе формирования новых знаний и умений - при вводе нового понятия, - на этапе решения учебных задач: при отработке, закреплении и повторении учебного материала. Этапы работы по созданию опорного сигнала на уроках окружающего мира1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.5. Объедините сигналы в блоки.6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.7. Выделите значимые элементы цветом".  Схема 1. Формирование о взаимосвязи живой и неживой природы. Схема 2. Жизнь диких животных зимой. Схема 3. Правила ухода за комнатными растениями. "Правильное питание" Тема: "Животный мир". Использование данной методики при изучении окружающего мира, несомненно, даёт определённые результаты.  Во-первых, уходит страх и неуверенность детей при ответах;  Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.  использование опорных схем на уроках помогает учащимся освоить навыки аналитической работы с текстом, помогает в запоминании учебного материала, развивает логическое мышление, дети учатся логично и последовательно излагать свои мысли. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ