Презентация на тему Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна


Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна. Особенности речи у детей с синдромом Дауна.Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна. Вопросы для обсуждения: Анатомо-физиологические особенности речевого аппаратаНарушения общего и речевого дыханияНарушение голоса и мелодико-интонационные расстройстваОсобенности слухаОфтальмологические проблемыНарушения функции щитовидной железыСниженный мышечный тонус (гипотония)Трудности в организации кормленияНесформированность психических функцийОсобенности познавательной деятельностиНеравномерное развитие речевых навыков. Разрыв между импрессивной и экспрессивной речьюТрудности в построении предложений и усвоении грамматического строя Факторы, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна Особенности речи у детей с синдромом Дауна.  Челюсти: Нижняя челюсть выдается вперед. Верхняя челюсть недоразвита и представляется короткой и узкой. Губы: толстые, бесформенные, плохо очерченные, нижняя губа выпячена , отвисает. На губах очень часто появляются рецидивирующие вертикальные трещины Язык: Очень типичен грубый , утолщенный язык с характерными поперечными бороздами.Зубы: Форма зубов неправильная. Они низкие и тупые или узкие и острые. Между зубами имеются промежутки Строение артикуляционного аппарата. Грубый, хриплый, низкий голос в сочетании с косноязычной речью наблюдается у всех больных. Особенности голоса обусловлено утолщением голосовых связок, относительно высоким расположением гортани и недостаточным развитием придаточных пазух носа, которые вследствие этого утрачивают способность резонировать.Характерен для этого синдрома: «Насморочный» голос определяет соотношения ротовой и носовой полостей. Тембр голоса Из 100 с болезнью Дауна только у 23 % бывает слух в норме. Причины:1.дефект формирования или при заболеваниях наружного или среднего уха.2.при трисомии 21 часто встречаются дефекты слуховых косточек, которые приводят к хроническому заболеванию среднего уха.3.длительный процесс в среднем ухе может вторично вызвать поражение внутреннего уха и нейросенсорные нарушения слуха присоединяются к кондуктивным.4.расстройства звуковосприятия возникают вторично.  Состояние слуха Речь детей с болезнью Дауна развивается очень поздно.Речь ребенка невнятна, отрывочна и бессвязна. Иногда ребенок говорит на тарабарском наречии, которое даже воспроизвести невозможно. Общее звучание речи Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей.1 уровень – не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников.2 уровень – воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Длинная фраза ими не воспринимается.3 уровень – воспринимают бытовую речь, выполняют инструкцию, прослушивают короткие тексты У всех детей наблюдается сложная структура речевого дефекта 1 уровень – безречевые дети.2 уровень – отдельные лепетные слова и словосочетания.3 уровень – бытовой словарь и фразовая речь. Моторное недоразвитие свойственно детям с болезнью Дауна  Возраст вмесяцах  Взаимодействие Словарь  ГрамматическийСтрой Речь От рождения до 12-мес. Контакт глазами, смех, плач. Смотрят, наблюдают,вокализируют, гулят, лепечут,соблюдают очередность. Понимают несколько слов 12-24 мес. Привлекают внимание,используют жесты.Вкладывают в жесты и слова определённыйсмысл. Появляются жесты и первые 10-слов. Начинают использовать в речи согласные и гласные, звуки, слоги, жесты.   24-36 мес. Инициируютобщение В активном словаре около 30-слов. Понимание опережает активную речь. Произносят вместе два слова. Используют в речи не вполне четко произносимые слова Этапы развития общения и речи от рождения до трёх лет у детей синдромом Дауна . Особенности развития речи детей с синдромом Дауна. б Формирование лепета.Развитие артикулированной речи.Развитие правильного речевого дыхания.Упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата. Рекомендации и упражнения для развития навыков разговорной речи. Знакомство с реальными предметамиЗанятия с картинкамиУчить соотносить изображение предмета с реальным объектомКлассифицировать картинки для появления и использования обобщающих словРабота с простыми сюжетными картинкамиРабота с серией картинок (3 –4 картинки).Ребенку следует читать больше книг.Полезно разучивать с детьми стихи, считалки, потешки. Рекомендации по развитию речи детей с синдромом Дауна Александра Рувимовича Маллера. Действия сопровождать словамиУчить произносить открытые слоги, начинающиеся с твердой согласной. Выделение коротких слогов с последующем объединением их в простые одно- и двусложные слова. определить слова и обороты, которые ребенок будет постоянно слушать и, которые будут «привязаны» к каждодневным ритуаламРечь говорящего взрослого должна быть ясной, четкой, лаконичной Методика работы по Ромене Августовой. В программе разработано 3-контрольных словарных списка, которые охватывают первые 800 слов, изучаемых в любом языке;Ведется запись может ли ребенок: - понять слово; - показать слово жестом; - произнести слово (имитация); - использовать слово спонтанно; - произнести слово достаточно чётко, чтобы быть понятным. Практическая часть по программе «Смотри и учись»Контрольный словарный перечень Шаг-1( Картинки к первым словам): рассматриваем картинки,подбираем картинки; выбираем картинки, называем картинки.Шаг-2 ( Первые написанные слова): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем фразы к рисункам.Шаг-3 (Картинки к новым словам): подбираем картинки;выбираем картинки; называем картинки (упражнения такие же, как упражнения из шага 1- Картинки к первым словам.)Шаг-4 (Первые предложения): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем предложения к картинкам Спасибо за внимание!