Из истории вопроса об обучении детей русскому языку как неродному (как это было)


Из истории вопроса об обучении детей русскому языку как неродному(как это было) учитель начальных классов Кубинской СОШ № 1 имени Героя РФ И. В. Ткаченко Новоселецкая О.А. В начале 90-х годов я работала в уникальной школе - Интердоме. Школа находится в моём родном городе Иваново.ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРДОМАИвановский интернациональный детский дом был основан в 1933 году по инициативе Стасовой Е. Д., председателя МОПРа (международной организации помощи рабочим), и иваново-вознесенских рабочих для детей, чьи родители оказались в тюрьмах стран с реакционными и фашистскими режимами. Средства на строительство первого комплекса зданий были собраны из добровольных пожертвований ивановских рабочих и простых людей других регионов Советского Союза, а также отделений МОПРа Германии, Швейцарии, Дании, Норвегии и других стран. Создание такого детского дома было проявлением интернационализма и доброй воли советских граждан по отношению к осиротевшим детям борцов-антифашистов в Испании, борцов с диктаторскими режимами в странах Африки и Латинской Америки, к детям многих прогрессивных деятелей всего мира.

КТО ЖИЛ И УЧИЛСЯ В ИНТЕРДОМЕ?Первыми воспитанниками Интердома стали дети антифашистов из Болгарии и Германии. Затем Греция, Австрия, Италия. Детей везли отовсюду: из Испании во время гражданской войны, из Китая и Ирана во время развития революционных движений, из Чили и Греции в период хунты или во время гражданских войн из стран Африки. Воспитанники Интердома занимались спортом, в том числе, конным, учились шитью и токарному делу Привозили детей и из блокадного Ленинграда и из Чернобыля. По воспитанникам Интердома можно составить карту исторических потрясений. За 80 лет через него прошло 5 тысяч детей из 85 стран мира.Были среди них - и дети высокопоставленных коммунистов. К примеру, сын будущего китайского лидера Мао Цзэдуна - Мао Аньин, в детдоме его знали как Сергея Юн Фу.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОСПИТАННИКОВ Анна Керстан (Ani Balocer)   Когда я приехала в детдом, я не знала русского языка. Сначала я провела несколько недель в карантине с одной няней, которая не говорила по-немецки. Я быстро выучилась говорить по-русски, как это у детей обычно бывает. Помню только, что мне было трудно запомнить слово «чулки». Они часто висели промокшие на батарее, так как мы с няней катались на санках, а моя кровать находилась напротив батареи, на которой они сушились, и просила дать мне их. Ева Мюллер (Эва Бальцер)Но в школе и везде мы говорили по-русски, так что русский язык стал в то время нашим родным языком. Когда дети живут вместе, вместе ходят в школу, вместе проводят свободное время, различия между национальностями уменьшаются. Дети дружат, влюбляются, национальность не имеет никакого влияния на эти отношения, независимо от того, дружба ли это, любовь, отвращение или ненависть. Я, например, была влюблена в болгарина (Чавдар), который очень хорошо играл на рояле, а затем в китайца (Павлик), который был очень умным. Я дружила с румынкой (Мая Ангелеску), а позже с китаянкой (Роза Пролетариева). В школе я сидела рядом с китаянкой (Аня Джуан), которая была лучшей ученицей класса. Мы хорошо понимали друг друга.


Альберто Домингуш Каейро да Кошта«Язык мы учили на месте, по ходу дела. В первый день мы сели за парты как хотели. Остальные шесть лет я просидел за одной партой с Томой Лякопулу, с ней также ходил парой в строю. В первом я классе я получал и двойки и единицы, но со второго уже учился без троек. Вместо иностранного языка у нас был родной язык. У нас – португальский, у других – иранский, греческий, испанский, английский, французский. Мы учились по обычной программе русской школы, учителя и воспитатели были русские (исключение – учителя родного языка.), большая часть детей, в моё время, родилась в СССР, влияния были те же, что у русских детей: телевидение, литература, спортивные мероприятия, катания зимой на лыжах, коньках и санках, походы по грибы и ягоды летом, разные поездки по интересным местам, кинофильмы, которые нам показывали по субботам и воскресеньям, музыка, цирк и прочее. Детский мозг – как промокашка, он все вбирает. Точно знаю, что наши африканцы, которые сегодня живут не в России, скучают по снегу и берёзам!»

КАК ИЗУЧАЛИ РУССКИЙ ЯЗЫК?Привозили детей преимущественно дошкольного или младшего школьного возраста. Сначала ребята год или два находились в подготовительной группе. Здесь обучение происходило по принципу услышал – увидел – повторил (много раз!) – записал, также работал принцип наглядности (таблицы, схемы)Принцип учёта родного языка - каждая национальная группа имела занятия по родному языку, если был преподаватель.На снимке: воспитатель подготовительной группы Соколова Светлана Михайловна и учитель начальных классов Юлия Павловна Макарова

Обучение русскому языку в Интердоме – это не только уроки. Ребята работали в мастерских, готовили уроки на самоподготовке, жили в общежитии, участвовали в праздниках, отдыхали. Живя в Интердоме, воспитанники погружались в языковую среду. Если хочешь, чтобы тебя поняли, говори по-русски! Чем не принцип самостоятельного овладения языком?
Учебные пособияДети учились по такому, известному нам, букварю.
Универсальный учебник на многие годы в Советском Союзе – «Русский язык в картинках», Предназначен для «обучения русскому языку нерусских учащихся». В пособии много картинок с подписями, таблиц, схем, материал по развитию речи.Учебные пособия




Учителя в своей работе использовали пособие «Русский язык для всех» под редакцией В.Г.Костомарова. Комплект состоит из учебника и упражнений "Давайте поговорим и почитаем", позволяющим эффективно закрепить пройденный материал.Цель учебника - научить учащихся говорить на бытовые и культурные темы, читать тексты средней трудности со словарем и дать возможность в дальнейшем самостоятельно совершенствовать владение языкомУчебные пособия В Интердоме были созданы благоприятные условия для общения. Дети проводили совместно время не только за партами в учебных классах, но и во внеурочное время. Были в Интердоме мероприятия, спортивные соревнования, праздники, в которых участвовали все. На снимке: 60-летие интердома ( 1993 г.)На сцене – младшие и старшие школьники, молодые учителя.


В чём успех?Доброжелательная атмосфера, мастерство учителей и воспитателей, положительная мотивация, погружение в языковую среду – вот составляющие успеха в изучении русского языка. Сегодня в Интердоме учатся дети из стран ближнего зарубежья, есть иностранцы. Ведутся переговоры о возвращении школе статуса Международной. Значит, впереди много работы по обучению детей-билингвов русскому языку.
80- летие интердома Выражаю благодарность за предоставленный материал:Кузнецовой Софье Ивановне – директору музея ИнтердомаМатвиевской Ольге Евгеньевне – учителю историиКочетковой Татьяне Евгеньевне – учителю географииЛитвинцевой Юлии Михайловне – учителю истории