Презентация по культуре Башкортостана : Константин Иванов НАРСПИ


«Нарспи» - жемчужина чувашской поэзии»Подготовил учитель МБОУ «СОШ №2» с.Федоровка, Федоровского района РБИшмуратова Л.Н. "Нарспи" - вершина поэтического творчества К.В.Иванова. "Нарспи" перешагнула границы республик и стран. Поэма переведена на шестнадцать языков народов мира, причем только на русском языке поэма «Нарспи» звучит в переводах семи мастеров слова – русских поэтов Бориса Иринина, Александра Жарова, Николая Кобозева и чувашских – Педера Хузангая, Андрея Петтоки, Власа Паймена, а также современного поэта Анатолия Смолина В основу поэмы легла мысль о силе человека-творца, ценности его внутреннего мира, о гармонии природы и человека-труженика:Нет сильнее человекаВо вселенной никого:Он на суше и на водахСтал хозяином всего. Одуванчик ярко-желтый    Средь травы цветет в степи    А в Сильби растет девица    С редким именем Нарспи.    На лицо она прекрасна,    Как цветочек полевой.    Очи — черные агаты —    Блещут силой огневой.    Вьется локон своевольный,    От косы спускаясь вниз.    В лад с походкою девичьей    Раздается звон монист.    Лишь окинет парня взором —    Затрепещет сердце в нем;    Улыбнется — переполнит    Душу негой и теплом.    Кто приветливо не взглянет    На цветок родных полей?    Кто, красавицу увидев,    Не вздохнет потом по ней? Живет она в семье богатой. Вот и замуж родители решили выдать ее за богатого, не посчитались, что сердце ее уже отдано молодому красавцу-бедняку Сетнеру. Пыталась Нарспи убежать из-под венца, ничего не вышло, поймали. Так и отдали за богатого старика Тахтамана. Узнал Тахтаман, что пыталась убежать Нарспи из-под венца, стал нещадно бить молодую жену. Не стерпела Нарспи, отравила ненавистного мужа и убежала в родное село к Сетнеру. Заканчивается поэма трагически: пришлые разбойники грабят и убивают богатых родителей Нарспи и вступившегося за них Сетнера. Печальна и судьба самой Нарспи. «О родители, зачем вы     К жизни вызвали меня?     Показали свет — и вижу    Лишь страданья в мире я.    О мой бог, мой добрый пюлех,    Ты зачем мне душу дал,    Коль ни в чём бедняжке юной    Счастья-доли не послал?    О душа моя, за что же    Ты на казнь осуждена?    В целом мире оказалась    Лишней только ты одна... »    Так Нарспи, скорбя и плача,    К полевым воротам шла,    Вышла в поле и к долине    Конопляной побрела.    У людей, ее встречавших,    Грусть в глазах была видна.    О сегодняшних событьях    Толковали до темна. В духовной культуре чувашского народа, пожалуй, нет явления, равного поэме "Нарспи" К.В. Иванова, которое так ярко, полнокровно, с проникновенной художественной силой раскрывало бы характер и душу родного народа, воплощало бы национальный идеал. Спасибо за внимание!