Внеклассное мероприятие,приуроченное декаде образовательной области Филология


"Алкыш сӧс" - благопожелания: обрядовая поэзия Наиболее яркими поэтическими произведениями, сопровождающими эти обряды, являются "алкыш сӧс" - благопожелания "Алкыш сӧс" (благопожелание) - архаическая художественная форма алтайского устнопоэтического наследия - представляет собой явление многофункциональное богатство жанровой разновидности. Начало жизни, таинство появления на свет, все периоды жизни ребенка освящены обрядами, вводящими в мир и одновременно закладывающими основы восприятия мира. Воспроизводство жизни человека и всего, что окружает его, основная цель весенних шаманский камланий, а затем и молений ("мӱргӱӱл") бурханистов верховным божествам, которые якобы даруют "кут" (души - зародыши) будущим детям людей, потомство- скоту, обилие- окружающему миру. Самыми значимыми были первые дни и месяцы после появления на свет. Это связано с положением о том, что младенец как бы был неполноценным членом общества, как инаковое сушество. Поэтому в колыбельный период - "кабай бала" (_аш бала) он находится под покровительством Умай (Май) - эне, а также это наиболее насыщенный обрядами оберегательного характера период жизни человека (если не считать свадебный обряд). Одним из самых важных оберегов служили "алкыш сӧс"- благопожелания. Они сопровождали все важные вехи рождения и становления ребенка: родины, имя наречение, первая стрижка волос, разрезания пут и Только что родившего ребенка, еще не перешедшего в "кабай" (колыбель), "киндик-эне" (повивальная мать), поглаживая приговаривает: "Мениҥ колым эмес, Умай - энениҥ колы уткууйт" "Не мои руки - матери -Умай руки, Умай - Эне ждала и приветствует тебя в этом мире", и далее благославляет:"Балам, койонноҥ, jӱгӱрӱк бол, Койдоҥ семис бол, Jарынду неме сокпозын, Jаакту неме айтпазын, балам".2Мой ребенок, будь быстрее, чем заяц,Будь жирнее, чем овечка, У кого лопатка, пусть не поднимет (на тебя) руки, У кого есть шеки, пусть не повысит (на тебя) голоса Перед тем как положить ребенка в колыбель, "киндик-эне" (повивальная бабка) окуривает его горящим можжевельником. Затем вешает над "кабай" для мальчика - маленький деревянный лучок со стрелой, к стреле прикрепляется белая ленточка, символизирующая охрану Умай-эне. Над колыбелью для девочки вешают две бусинки и такую же ленточку - <Умай-эне>. Окуривая колыбель и вешая ленточку с бусинками женщина произносит "алкыш сӧс":" I. Алас, алас! Одус башту От-эне.2. Кырык башту Кыс-эне, 3. Чийди болдо быжырган,4. Тоҥды болзо эргискан,5. Ада болуп айланып тӱш! 6. Эне болуп ажыл тӱш! 7. Кирди jунган суда кӧл, 8. Киндик кескен ак такпай, 9. Суда кӧлдӧ сугатту,10. Сургун тууда ойынду, 11. Тарак пашту Май-эне,I2. Кырык кыстыҥ ортозында,