Формирование ИКТ-компетентности младших школьников


Развитие ИКТ –компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения...» (М. Поташник, действительный член Российской  академии образования). Неотъемлемой частью нового Стандарта являются УУД. Важным элементом формирования УУД - ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Что такое компетентность?Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества проблем (задач). ИКТ-компетентность 1– это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.1. Материалы проекта «Информатизация системы образования», 2008. Л.С. Выготский «Беда школы в том, что наш ребёнок бы и умел, и знал, но он прежде всего не хочет…» ИКТ – это один из инструментов повышения мотивации, развития речи (создание мультфильмов, «живых» сказок, мини-сочинений и т.д.) Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера работу учителя, а лишь средство интенсификации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности и эффективности урока. Компьютер — это, прежде всего:1.  Источник учебной информации;2. Наглядное пособие;3. Тренажер;4. Средство диагностики и контроля. Задачи ИКТ в начальной школе: Формируя ИКТ-компетентность решаю следующие задачи:формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации; - формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий; - формирование навыков самообразования, развития академической способности учащихся; - формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её; - формирование навыков самоконтроля. Использовать компьютерные модели можно на уроках различных видов:Открытие новых знаний; Интегрированный урок - закрепления знаний; Урок-исследование; Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой; Контроль знаний. Использование цифровых ресурсов:при объяснении нового материала это:- презентации; - информационные ресурсы на дисках.
Использование цифровых ресурсов:при отработке и закреплении навыков:- компьютерные тренажеры; - ребусы; - печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов);- печатный иллюстративный материал. Использование цифровых ресурсов:на этапе контроля знаний: кроссворды, компьютерные тесты Е. И. Машбиц «Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно». Преимущества использования компьютера в обученииПрименение цвета, графики, звука, анимации, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении. Преимущества использования компьютера в обученииКомпьютер позволяет существенно повысить мотивацию младших школьников к обучению, за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности, динамичности урока. Формирование ИКТ-компетентностиСамостоятельное получение учащимися дополнительных знаний. Это творческие работы по разным предметам, участие в предметных олимпиадах , проектная деятельность учащихся. Работа с электронными энциклопедиямиУченики выбирают в электронной библиотечке имя автора, быстро находят нужное произведение, или нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний Творческая проектно – исследовательская деятельность Работая над своими проектами, ребята используют различные источники информации: ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий». способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощение решений в практику.к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; Способность к сотрудничеству и коммуникации; Результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся младших классов  Соблюдение санитарных норм Время непрерывной работы на компьютере в течение урока для обучающихся начальной школы 10-15 минут В.А.Сухомлинский «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь». ЛитератураЕ. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам), ISBN 978-5-09-022603-5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение, 2011, ISBN 978-5-09-023273-9. ЛитератураЗахарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008. Константинова И.Н. «ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя» 2009.Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2010. — № 2.